Методика написания и требования к программам дополнительного образования. Образовательная программа дополнительного образования (рекомендации по написанию программы) Интенсив как форма реализации дополнительной общеобразовательной программы
Дополнительная общеобразовательная программа представляет собой нормативный документ, который определяет содержание внеурочного образования. Он является комплексом средств воспитания, оздоровления, обучения, развития учеников, который реализуется на базе материальных и кадровых ресурсов в полном соответствии с социальным заказом.
Важные аспекты
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа представляет собой нормативный локальный документ. Именно поэтому сначала она проходит проверку и в четкой последовательности:
- рассматривается на методическом совете;
- рекомендуется к практической реализации;
- утверждается директором образовательного учреждения.
Нормативно-правовой аспект
Дополнительные общеобразовательные программы в дополнительном образовании разрабатываются в соответствии со следующими документами:
- ФЗ РФ «Об образовании» № 273.
- Приказ Минобразования № 1008.
- Письмо Минобрнауки РФ №06-1844.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ";
- Муниципальные правовые акты.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет определенное содержание. Оно зависит от конкретного образовательного учреждения, в котором данный документ реализуется. Реализация дополнительных общеобразовательных программ является показателем социального и экономического прогресса современного общества и должна ориентироваться на следующие направления:
- обеспечение условий для самоопределения личности;
- создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка;
- формирование у подрастающего поколения соответствующей современности картины мира;
- интеграция отдельной личности в мировую и национальную культуру;
- формирование гражданина и человека;
- развитие кадрового потенциала.
Дополнительная общеобразовательная программа реализуется в соответствии с учебным планом, календарным графиком. За качество программы ответственность несет образовательное учреждение.
Предназначение и направления
Дополнительная общеобразовательная программа имеет определенные цели и задачи, предполагающие воспитание, развитие, обучение школьников. Именно поэтому их содержание должно в полной мере соответствовать народным традициям, национальным особенностям, достижениям мировой культуры.
Дополнительная общеобразовательная программа имеет несколько направлений:
- естественно-научное;
- техническое;
- художественное;
- спортивное;
- туристско-краеведческое;
- социально-педагогическое;
- физкультурно-спортивное.
Независимо от направленности в ней должны применяться современные образовательные технологии.
Принципы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа отражается в определенных принципах обучения:
- доступности;
- индивидуальности;
- результативности;
- преемственности
Среди форм и методов, которые подходят для дополнительного обучения, максимальный интерес представляет дифференциация, индивидуализация, ролевая игра.
Как реализуются дополнительные общеобразовательные программы? Порядок их утверждения рассмотрен выше. Методы управления и контроля образовательной деятельностью, а также материалы и инструменты подбирает педагог. Ему необходимо осознавать, что результатом внедрения дополнительной программы должно стать эмоциональное благополучие ребенка, его приобщение к общечеловеческим ценностям.
Оформление
Порядок организации по дополнительным общеобразовательным программам определяется в соответствии с нормативными документами, принятыми в образовательном учреждении, и должен включать в себя конкретные элементы структуры:
- титульный лист;
- пояснительную записку;
- учебный план;
- основное содержание;
- предполагаемые результаты;
- библиографический список
На титульном листе необходимо указывать полное наименование образовательного учреждения (по уставу), наименование программы, ее направление, сведения об авторе. Кроме того, отмечается возраст школьников, для которых она предназначается, а также предполагаемые сроки ее реализации.
Пояснительная записка содержит информацию о направленности материала, новизне, актуальности, значимости.
В календарном плане указывают основные темы (разделы), их содержание, сроки реализации, режим и формы занятий. Также в программе дополнительного образования указывают список литературы, которой автор пользовался при ее написании.
Вариант дополнительной программы естественно-научной направленности
Предлагаем вариант программы «За рамками учебника химии». Для начала отметим актуальность предлагаемого материала. Существует много интересных и поучительных опытов, которые в себе не таят никакой угрозы, они занимательны и практичны. Из-за ограниченности школьной программы по химии их нельзя проделать на уроках. А жаль!
Курс открывает массу возможностей для формирования у современных школьников целостного представления о живой природе, ее материальном единстве, взаимосвязи неживого и живого, взаимообусловленности основных природных процессов.
Данная программа раскрывает связь между химическими познаниями и повседневной жизнью рядового человека, проблемами, которые появляются в конкретных ситуациях. В данном курсе осуществлена интеграция различных учебных дисциплин: биологии, химии, физики, экономики, географии, экологии.
В курсе использован лабораторный эксперимент, исторические и культурные традиции, многочисленные экологические проблемы. Материал курса не просто способствует развитию знаний, умений, навыков, но и дает базу для гармоничного развития каждого ребенка.
Цели и задачи
Рассматриваемая программа дополнительного образования предназначена для решения следующих задач:
- формирование четких представлений об использовании правил техники безопасности в процессе проведения различных экспериментов;
- исследование тенденций химических превращений и вариантов управления ими для получения новых материалов и веществ;
- связь практики и теории;
- совершенствование экспериментальных навыков на базе самостоятельной деятельности школьников.
От внедрения дополнительной образовательной программы педагог ожидает появление у школьников стабильного познавательного интереса к естественно-научным предметам, формирование активного гражданина страны.
Структура курса
Курс состоит из трех частей, расположенных по степени увеличения сложности.
Первый блок «Лаборатория своими руками» (6 часов) сначала предполагает анализ правил техники безопасности, затем советы по применению бытовых материалов для химических опытов. Этот блок пронизан связью повседневной жизни с теоретическими знаниями.
Второй блок «Первые занимательные опыты» (14 часов) предполагает выполнение ребятами экспериментов, благодаря которым они знакомятся с магической и таинственной химией. Для опытов предлагаются вещества, с которыми дети сталкиваются в своей повседневной жизни.
Третий блок «Химический практикум» (14 часов) включает в себя два дополнительных раздела: экологический практикум, в рамках которого ребята определяют наличие катионов тяжелых металлов в питьевой воде, предметах быта; проводят анализ токсичности веществ, проектируют товары бытовой химии. В рамках данной дополнительной программы осуществляется детальное знакомство девятиклассников с проектной методикой.
Отличия этого курса от базовых программ:
- способствует совершенствованию практических навыков;
- обеспечивает формирование гармонически развитой личности;
- позволяет формировать навыки работы с научной литературой.
Заключение
В настоящее время многие образовательные учреждения стараются в полной мере удовлетворять социальный заказ общества. Для этого на базе школ создаются исследовательские клубы, художественные студии, хореографические коллективы, военно-патриотические объединения. Программы дополнительного образования, создаваемые педагогами, должны соответствовать требованиям, выдвигаемым к ним по ФГОС. Помимо титульного листа, требования к которому разрабатываются и утверждаются в конкретном образовательном учреждении, пояснительной записки, учебно-методического плана, в содержании должно быть отражено краткое описание каждого раздела, прописываются в дополнительной образовательной программе и основные навыки и умениями, которыми должны овладеть школьники после завершения курса.
Тема «Требования к разработке и содержанию дополнительных общеобразовательных программ в контексте требований государственной образовательной политике».
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Дополнительное образование детей является актуальным направлением развития образовательной организации, частью основной образовательной программы образовательной организации.
Цель дополнительного образования – обеспечение права личности на развитие и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей, развитие мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества, обеспечение общественной солидарности.
В образовательных организациях реализуются дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы.
Содержание дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной организацией и утвержденной руководителем организации.
Структура, объем дополнительной общеобразовательной программы, условия ее реализации должны соответствовать требованиям, установленным письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (приложение 1 к инструктивно-методическому письму) .
Сроки утверждения дополнительных общеобразовательных программ определены стандартами качества муниципальных услуг.
Ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам, занятость учащихся, воспитанников в дополнительном образовании несут руководитель и администрация образовательной организации, педагогические работники, осуществляющие деятельность по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам.
Администрация образовательного учреждения :
организует разработку, утверждение дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, осуществляет их рецензирование на актуальность, соответствие выбранных форм и технологий возрастным особенностям обучающихся;
контролирует выполнение дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ в полном объеме;
контролирует проведение промежуточной и итоговой аттестации учащихся по дополнительным общеобразовательным программам;
контролирует занятость учащихся в дополнительном образовании , а также занятость учащихся в дополнительном образовании, состоящих на учете в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с целью организации досуга и занятости несовершеннолетних, формирования их законопослушного поведения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели :
разрабатывают и реализуют дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы;
несут ответственность за реализацию в полном объеме дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ;
Классные руководители образовательных организаций и воспитатели дошкольных групп:
ведут разъяснительную работу среди родителей (законных представителей) учащихся о целях, задачах, значении дополнительного образования в развитии ребенка, информируют родительскую общественность об инфраструктуре муниципальных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
осуществляют деятельность по привлечению учащихся в группы дополнительного образования ;
осуществляют анализ занятости учащихся в системе дополнительного образования;
заполняют индивидуальные карты учета занятости учащихся в дополнительном образовании и внеурочной деятельности в соответствии с приказами о комплектовании групп учащихся в образовательной организации, а также на основании информации о занятости учащихся, полученной в соответствии с Регламентом информационного взаимодействия по учету занятости учащихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования.
Согласно примерным требованиям к структуре дополнительной общеобразовательной программы дополнительная общеобразовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:
титульный лист,
пояснительную записку,
учебно-тематический план,
содержание изучаемого курса,
календарно-тематическое планирование,
методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы,
список литературы.
А теперь более подробно рассмотрим оформление и содержание структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
наименование образовательной организации;
где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа;
название дополнительной общеобразовательной программы;
возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа;
количество часов в год;
срок реализации дополнительной общеобразовательной программы;
название города, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;
год разработки дополнительной общеобразовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе следует раскрыть:
направленность дополнительной общеобразовательной программы;
новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы;
отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих образовательных программ;
возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы;
сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
формы и режим занятий;
ожидаемые результаты освоения программы;
формы и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации (тесты, анкетирование, выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы содержит:
перечень разделов, тем;
количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание дополнительной общеобразовательной программы возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Календарно-тематическое планирование содержит информацию о:
наименовании раздела дополнительной общеобразовательной программы;
теме занятия, проводимого в рамках того или иного раздела;
количестве часов, необходимых для освоении темы;
планируемой дате проведения занятия;
фактической дате проведения занятия.
6. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы содержит:
описание специфических подходов и форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу;
описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
обеспечение методическими видами продукции (разработки игр, планирование бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
7. Список использованной литературы.
Данный раздел включает в себя:
Список литературы, используемой педагогом для подготовки занятий;
Список научной литературы, расширяющей кругозор педагога по:
а) общей педагогике;
б) методике данного вида деятельности и воспитания;
в) дидактике;
г) общей и возрастной психологии;
д) теории и истории выбранного вида деятельности;
ж) перечень аудио- и видеозаписей и др.;
Отдельный список литературы для детей и родителей по тематике занятий (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка).
Список литературы выполняется в соответствии с требованиями ГОСТа.
Я подготовила для вас папку «Участникам семинара», в которую входит мое выступление, презентация, а также нормативно правовые документы, регламентирующие организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в образовательных организациях. Их очень много и на одном двух слайдах не помещаются, поэтому я отдельным файлом их для вас подготовила.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей, одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость программ. ( Актуальность разработки данных методических рекомендаций обусловлена одним из оснований при проектировании и реализации дополнительных общеобразовательных программ, на которое указывается в Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р, а также Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в частности, статьёй 75 «Дополнительное образование детей и взрослых») и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).
Основания разноуровневости при проектировании программ дополнительного образования реализуют право каждого ребёнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и сложности. Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности исходя из диагностики и комплекса стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.
Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
1. Стартовый уровень программы - для детей 5-10 лет. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, и минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
2. Базовый уровень программы - для детей 10-15 лет. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины, в рамках содержательно-тематического направления программы.
3. Продвинутый уровень программы - для детей 12-18 лет. Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной оснащённости участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).
Дифференцированный по соответствующим уровням учебный материал может предлагаться в разных формах и типах источников для участников образовательной программы. Предлагается предусматривать при разработке и реализации образовательной программы размещение методических и дидактических материалов на ресурсах в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»); в печатном виде (Учебники, рабочие тетради, методические пособия и т.д.); в машиночитаемом виде, в формате, доступном для чтения на электронных устройствах (на персональных компьютерах, планшетах, смартфонах и т.д. в форматах * pdf , * doc , * docx и проч.); в наглядном виде, посредством макетов, прототипов и реальных предметов и средств деятельности.
Каждый из трёх уровней должен предполагать универсальную доступность детям, с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом.
С 1 сентября 2016 года в нашей гимназии открыт центр дополнительного образования по работе с одаренными детьми.
Ключевой идеей создания Центра дополнительного образования для одарённых детей является «обогащённое обучение», то есть программы ДО разрабатываются с учетом перспективы преемственности, когда выстраивается образовательная цепочка от урока к внеурочной деятельности и в дополнительное образование, от дошкольника к ученику прогимназии, а затем к старшекласснику. Например, в дошкольном отделении реализуется программа стартового уровня «Робототехника для малышей», в прогимназии - программа базового уровня «Моделируем мир», в гимназии программа продвинутого уровня «Моделируем мир: робототехника». Студия художественного творчества прогимназии имеет свое продолжение в программах продвинутого уровня «Техно-графика» и «Техно-парк». Радиолинейка в прогимназии имеет свое продолжение в гимназии, это программа продвинутого уровня «Проектирование событий: телестудия».
2. Средства индивидуальной диагностики
При разработке программы необходимо опираться на шесть типов определяемых уровней, которые могут отражать индивидуальные особенности ученика, а именно:
1. Уровень психофизического развития;
2. Уровень мотивированности;
3. Уровень интеллектуального развития;
4. Уровень информированности и эрудиции в отношениях общих знаний и содержания разрабатываемой программы в частности;
5. Уровень становления тех или иных компетенций (определяется в зависимости от содержания и тематической направленности разрабатываемой программы);
6. Уровень сформированности той или иной грамотности (информационной, функциональной, языковой и т.д. Определяется в зависимости от содержания и тематической направленности разрабатываемой программы).
Тот или иной из представленных уровней может подвергаться диагностической оценке, которая осуществляется через следующие формы и методы:
1. Тестирование и анкетирование;
2. Глубинное интервью;
3. Комплексы психологической диагностики;
4. Логические и проблемные задания;
5. Деловые, имитационно-моделирующие, ролевые, организационно-деятельностные игры;
6. Портфолио ученика;
7. Эссе;
8. Кейс-метод;
9. Творческие задания и т.д.
Диагностические процедуры обязательно должны иметь непосредственную связь с содержательно-тематическим направлением программы. Определение перечисленных в данном разделе уровней должно иметь корреляции с теми или иными уровнями содержания и материала (см. раздел 1).
Особое значение могут иметь формы, требующие от участника описания собственной индивидуальной образовательной программы, формулирования учебных и образовательных целей, определения механизмов их достижения и т.д. такие формы позволяют оценить уровень претензии ученика на освоение того или иного уровня и определить степень их соответствия с реальным уровнем развития через прохождения тех или иных оценочных процедур (см. раздел 3).
При разработке регламентов и содержания диагностических процедур, желательно использовать несколько методов и форм в рамках одного диагностического среза с целью достижения более объективных результатов. Важно иметь возможность диагностировать участника через проявления им разных типов действия – натурально-активные и эмоционально-чувственные проявления (через игры и живую беседу), интеллектуально-мыслительные (через постановку задач и письменные работы), авторско-креативные (через творческие задания). Для достижения наиболее прозрачных и объективных результатов желательно привлечение специалистов, имеющих психологическую квалификацию.
Все в нашем мире модернизируется, совершенствуется и образование не остается в стороне, сегодня мы уже говорим о «новой модели системы дополнительного образования детей»: развитии открытого дополнительного образования – интенсивные модульные программы дополнительного образования, как новая ступень к самовыражению и самосовершенствованию (стратегическая инициатива направлена на формирование устойчивой многоуровневой системы внешкольной работы с детьми, базирующейся на государственно-частном партнерстве и реализации современных программ дополнительного образования с целью выявления и развития таланта в каждом ребенке).
Сегодня для подготовки компетентного специалиста в начале XXI века уже недостаточно передать ему определенную сумму формализованных знаний, сформировать устойчивые навыки и проверить в итоге способность к их оперативному применению. Для того, чтобы профессиональное знание было эффективно освоено и присвоено выпускник должен иметь образ будущей профессии, понимать, каким образом осваиваемые знания и способы усиливают его как будущего профессионала. Для этого нужно ввести его еще, будучи учеником в основы современных профессий и практик, обеспечить их исследование данных сфер и первые пробы собственной деятельности в них еще в период их обучения в школе, в режиме пропедевтики будущей деятельности.
Сегодня перед нами стоит новая цель : обновление теоретических и практических знаний, совершенствование профессиональных компетенций педагогов в соответствии с философией, принципами и концепцией открытого дополнительного образования , которые подразумевают изменение условий и принципов реализации профессиональной деятельности педагогов.
В связи с этим у нас появились и новые задачи, которые заключаются в :
Разработке и реализации нового поколения программ дополнительного образования и развития детей , дополнительных интенсивных модульных программ дополнительного образования, направленных на создание новой системы мотивации детей, новой модели системы дополнительного образования;
Формирование педагогической системы, обеспечивающей оптимальные условия для всестороннего развития, самоопределения и самовыражения личности учащегося;
- вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, стимулирование их интереса к сфере инноваций и высоких технологий, работа с одаренными детьми.
В соответствии поставленной целью, в нашем городе, округе была организована Кадровая школ, которая была направлена на обновление теоретических и практических знаний, совершенствование профессиональных компетенций педагогов. Тебе предоставляется уникальный шанс самому придумать и разработать свою, собственную, авторскую программу, заявить о себе, программу, которая будет интересна, прежде всего, мне, а потом уже детям и через которую, я, как педагог могу самовыражаться и самосовершенствоваться. Сегодня уже, в век высоких технологий, не современно и очень скучно, когда ребенок проходит обучение по программе слушая только учителя, ему интересна сама деятельность и в этом процессе он изучает одновременно и теорию и практику.
Итак, мы с вами говорили о структуре типовых общеобразовательных (общеразвивающих) программ, а теперь я вас познакомлю со структурой общеобразовательных (общеразвивающих) модульных программ открытого образования. Начнем с того, чем же они отличаются.
(модуль – это единица объёмной совокупности учебного содержания и материала по конкретному тематическому направлению образовательной программы. Модуль характерен тем, что он с достаточной лёгкостью встраивается в прочие жизненные и образовательные контексты учащегося, устраняя тот или иной образовательный дефицит, который был зафиксирован самим учащимся. Таким образом, целесообразно говорить о том, что образовательная программа должна быть представлена как модуль или комплекс модулей, отражающих ту или иную актуальную для ребёнка тематику).
По типовой программе учащиеся проходят обучение по всей программе в течении всего учебного года, они должны пройти обучение по разделам программы и только тогда считается, что ученик освоил программу. Образовательная программа открытого дополнительного образования должна быть представлена как модуль или комплекс модулей, отражающих ту или иную актуальную для ребёнка тематику, каждый из которых имеет свою образовательную задачу и решает ее от начала и до конца. В данном случае учащийся может пройти обучение как по всем модулям программы, так и выбрать только заинтересовавший его модуль. Я разработала такую программу и сейчас в апреле месяце буду выставлять ее на конкурс, очень надеюсь на то, что эксперты ее примут и дадут положительную оценку.
СТРУКТУРА МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Формы таких программ дополнительного образования должны быть расширены следующими типами:
- Интенсивная школа - образовательное мероприятие, проходящее в заведомо ограниченный промежуток времени (может быть организована в каникулярный отдых) , с использованием методических форм, позволяющих ученикам за краткое время освоить крупные содержательные единицы материала по учебным предметам и осуществить законченную практическую пробу; может проходить как в режиме выездного образовательного лагеря с отрывом от основного образовательного процесса, так и в режиме интенсивных занятий в рамках учебного заведения, включенных в общий учебный план. Каждая интенсивная школа носит выездной характер. Продолжительность такой школы 3-5 дней (в летний период до 20 дней). Обучение в интенсивных школах происходит не в традиционной форме (6 дней в неделю, 5-6 уроков и т.д.), а в интенсивной, когда участники в течение нескольких дней в режиме погружения работают над освоением какой-либо проблемы или совокупностью проблем. Модульная образовательная программа представляет собой последовательность краткосрочных интенсивных погружений, каждое из которых разворачивает свой аспект тематики программы. Основная особенность интенсивной школы - возможность развернуть целостное учебно-профессиональное действие (исследовательское, проектное, творческое и т. д.) в режиме группового взаимодействия. Каждый участник интенсивной школы может стать её выпускником. Причём не имеет особого значения, сколько сессий (модулей) программы он посетил. Важен уровень освоения им тех компетенций, на формирование которых направлена программа. А подтвердить этот уровень учащимся предлагается через формы защиты собственного продукта (аналитическая разработка, полноценно оформленная индивидуальная образовательная стратегия, дипломная работа и т.д.), либо участия в диспуте с научным руководителем, преподавателями, экспертами и тьюторами школы.
- Элективные курсы. Программы, встраиваемые в профильную школу, обеспечивающие пред-профессиональную подготовку и формирование надпредметных компетенций. Привязка элективных курсов к системе дополнительного образования позволяет обеспечить возможность такого обучения независимо от наличия необходимых ресурсов у конкретной общеобразовательной школы.
- Социальные тренинги для учащихся старших классов. Моделирование проблемных ситуаций «взрослой» жизни и освоение схем эффективного действия в этих ситуациях. Исследование возможных жизненных сценариев и стратегий.
- Программы индивидуальной поддержки рекордных профессиональных и жизненных стратегий. Направлены на повышение стартовых возможностей и жизненных шансов учащихся имеющих устойчивые интересы в различных сферах науки, искусства, бизнеса, политики, спорта и т.д. Позволяют обеспечить равные стартовые возможности для школьников из различных социальных групп, в том числе из обеднённых жизненных сред.
- Массовые социально-образовательные проекты. Разворачивание сетей клубов, вовлекающих значительную часть подростков в продуктивную, социально-приемлемую активность (различные игровые формы, волонтёрское движение, художественное и техническое творчество)
- Летний отдых детей в системе детских оздоровительных лагерей должен рассматриваться как образовательный отдых; приоритеты его содержания должны определяться общими приоритетами программ дополнительного образования. (Летний модуль – Образовательный отдых детей - совокупное обозначение форм организации досуга и отдыха детей, предполагающих организацию событий, мероприятий, процессов, обеспечивающих получение детьми дополнительных знаний и углубление знаний основной школьной программы, оформление и развитие основных компетентностей детей, включение детей в современные практики и виды деятельности, а также событий, мероприятий, процессов, обеспечивающих в силу своей структуры и содержания рекреационный характер образовательного процесса, направленного на детей) .
- Каникулярный образовательный отдых - совокупное обозначение проектов, программ, мероприятий образовательного отдыха детей, рассчитанных на реализацию во время каникул, в большинстве случаев, понимаемых как полностью свободное от учёбы время, позволяющее выстроить одновременно рекреационный процесс и целостную систему образовательных действий, выступающую как дополнение к основному и стационарному дополнительному образованию.
Участниками модуля могут быть – старшеклассники и молодёжь Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, самоопределяющиеся и проявляющие интерес к той или иной образовательной программе, представленной в Навигаторе образовательных программ Округа.
Для того, что бы всем стало более ясно, о чем я говорю, я даю ссылку на сайт: , где вы сможете познакомить своих педагогов и подробно изучить материалы по открытому образованию, автором которых является Александр Анатольевич Попов - российский ученый, автор и разработчик компетентностного подхода в системе образования и моделей открытого образования, автор и руководитель Российской Компетентностной олимпиады, заведующий лабораторией компетентностных практик образования института системных проектов , главный научный сотрудник Центра инновационных сетей и образовательных инициатив Федерального Института Развития Образования , доктор философских наук, доцент , автор более 100 научных и публицистических работ, включая 5 книг по теме «Открытое образование».
Агентство стратегических инициатив. Инициатива направлена на формирование устойчивой многоуровневой системы внешкольной работы с детьми, базирующейся на государственно-частном партнерстве, дает возможность людям, которым небезразлично будущее страны, реализовывать стратегические проекты в бизнесе, социальной сфере, в системе кадров и профессионального образования.
- 8 ноября 2015 года в г. Ханты-Мансийске на базе «Технопарка высоких технологий» и г. Нефтеюганске на базе «Регионального молодежного центра» открылись первые в России Детские технопарки «Кванториум Югры».
Проект создан в рамках соглашения между Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры согласно реализации инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей». Соответствующее соглашение было подписано на Петербургском международном экономическом форуме губернатором Югры Натальей Комаровой и директором АСИ Андреем Никитиным.
В декабре 2016 года Детский технопарк «Кванториум» города Ханты-Мансийска передан на базу «Регионального молодежного центра».
Основной задачей Детского технопарка «Кванториум» является стимулирование интереса школьников к сфере инноваций и высоких технологий, поддержка талантливых подростков, вовлечение учеников в научно-техническое творчество и популяризация престижа инженерных профессий среди молодежи.
Кроме того, школьники получили возможность развивать навыки практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с современной техникой.
Автономное учреждение «Региональный молодежный центр», созданное Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляет свою деятельность с 2009 года.
Межрегиональный информационно-методический центр «Глобус»
Сетевая учебно-методическую энциклопедия для всех участников образовательного процесса
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
Дополнительная общеобразовательная программа включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Учебно-тематический план
5. Методическое обеспечение
6. Список литературы
Оформление и содержание структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы
· полное наименование образовательной организации с указанием географической принадлежности;
· где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа;
· наименование дополнительной общеобразовательной программы;
· возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа;
· срок реализации дополнительной общеобразовательной программы;
· ФИО, должность разработчиков (составителей) дополнительной общеобразовательной программы;
· название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;
· год разработки дополнительной общеобразовательной программы.
Дополнительная общеобразовательная программа – это нормативный документ , характеризующий специфику и фиксирующий определенный объем содержания образования (принадлежащего к некоторой сфере деятельности или образовательной области), предназначенного для освоения детьми и подростками в течение заданного периода времени. И как любой нормативный документ программа должна оформляться в соответствии с требованиями нормативной документации.
Программа считается принятой к работе в образовательной организации с момента ее утверждения приказом руководителя, что отражается в грифе утверждения программы на титульном листе с указанием даты и номера приказа. Образец оформления титульного приведен в Приложении 1.
II. В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программе следует раскрыть:
· направленность дополнительной общеобразовательной программы;
· новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
· цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы;
· отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ;
· возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы;
· сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
· формы и режим занятий;
· ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
· формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и пр.).
Характеризуя направленность дополнительной общеобразовательной программы, важно кратко, но аргументированно обосновать принадлежность программы именно к данной направленности.
Следует обратить внимание на то, что направленность программы определяется не направлением деятельности (шахматный клуб, танцевальная студия, фольклорный коллектив и т.д.), а ведущей педагогической идеей, выраженной в исходной концепции, целями и задачами программы.
Так, например, программа клуба фехтования может быть не физкультурно-спортивной, а социально-педагогической направленности, если в постановке цели педагог делает акцент, прежде всего, на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции ребенка в современное общество (лидерских качеств, воли, умения не пасовать перед жизненными трудностями и т.д.).
Новизна может быть объективной (действительное новшество, ранее нигде и никем не используемое), корпоративной (новшество для данного конкретного учреждения), субъективной (новшество только для этого педагога). Также новизна может быть определена относительно рода занятия, осуществляемого в данном объединении.
Большим потенциалом в продуцировании нового в образовательной программе обладают процессы интеграции смежных направлений либо даже разных направленностей. Например, интегрированная программа шахматного клуба и туристического объединения позволяет уравновесить аспекты физического и интеллектуального воспитания и развития, а также развить у шахматистов волю к преодолению трудностей, а у туристов - необходимую сосредоточенность, наблюдательность и другие личностные качества. Более того, введение в программу ролевой игры (например, розыгрыш шахматной партии, роль фигур в которой исполняют сами участники, в условиях встречного похода двух коллективов) определенно помогает добиться сильнейшего педагогического эффекта.
Новизна может также касаться отдельных компонентов образовательной программы, например, при традиционности направления деятельности могут использоваться оригинальные приемы, методы, педагогические технологии.
В формулировках можно использовать отражающие степень новизны слова: «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено», кратко пояснять, что существенного составитель программы внёс при её разработке в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала.
Актуальность определяется как ориентированность на решение наиболее значимых для дополнительного образования проблем. Актуальность может базироваться на анализе социальных проблем, материалах научных исследований; на анализе педагогического опыта, детского или родительского спроса, современных требований модернизации образования, потребностей общества и социальном заказе, потенциале образовательной организации и т.д. Важно найти актуальные, значимые моменты для конкретной дополнительной общеобразовательной программы, необходимо объяснить, почему именно данная программа (её направление, вид деятельности) важны и актуальны для современных детей, для нашего времени.
Актуальность может и должна рассматриваться не только как личная заинтересованность педагога в решении поставленной проблемы средствами своего направления деятельности, но и как личная заинтересованность в решении этой проблемы со стороны других участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов школ и т.д.).
Педагогическая целесообразность - это аргументированное обоснование педагогических приемов, использования форм, средств и методов образовательной деятельности составителем (разработчиком) программы в соответствии с целями и задачами дополнительного образования. Важно показать собственные взгляды педагога на проблему и определить практическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения; степень отражения в программе условий для социального, культурного, профессионального самоопределения и творческой самореализации личности обучающегося; наличие инновационных подходов.
Принципиальное значение для выражения замысла и конструирования всего содержательного материала в тексте программы имеет цель, поэтомув этом блоке программы важно четко и ясно сформулировать цель.
Цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а если возможно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого педагог реально может достичь к четко определенному моменту времени, т.е. к завершению реализации образовательной программы. Необходимо осознать, что цель – это не просто «образ желаемого результата, а образ результата с фиксированным временем его получения, соотнесенного с возможностями его получения к требуемому сроку (реалистичному).Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности, отражать развитие личностных качеств, а также общих и специальных способностей. Для написания формулировки можно использовать «ключевые» слова: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование, становление и т.д. Цель указывает на направленность программы; содержит в себе развивающий, обучающий и воспитательный аспекты. Так, обучающий (предметный) аспект цели отвечает на вопрос, что узнает, какие представления получит, в чем разберется, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу; развивающий аспект цели связан с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывает на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении и воспитательный аспект цели связан с формированием тех или иных личностных качеств - какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающегося в процессе освоения программы.
Цель общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей преполагает выделение перспективных и промежуточных целей, если программа рассчитана свыше одного года обучения.
К примеру, общая цель: содействие развитию социально активной, творческой, успешной личности в условиях деятельности редакции детского издания.
Цель первого года обучения: содействие развитию у юного журналиста деятельностной компетенции через погружение в работу детской редакции и знакомство с основами журналистики.
Цель второго года: создание условий для развития у юного журналиста коммуникативной компетенции посредством расширения социальных связей и создание ситуации успеха в роли члена редакции.
Цель программы третьего года: содействие развитию у обучающихся личностных компетенций в условиях самостоятельной работы в роли редактора (сменного редактора) детского, подростково-молодежного издания.
Цель программы четвертого года обучения: создание условий для развития у обучающихся социальной компетенции, их самоопределения и самореализации в культурной, социальной и профессионально-журналистской среде города и края.
Цель пятого года: создание условий для творческой самореализации обучающихся в культурной, социальной и профессионально-журналистской среде города, края и РФ, их профессионально-личностного самоопределения.
Задач в программе должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели. Задачи должны быть логично согласованы с целью и пошагово демонстрировать её достижение. Избыток поставленных задач зарождает сомнение в возможности их решения в рамках конкретной дополнительной образовательной программы.
Сформулировать задачу – значит указать направленность усилий педагога на получение «образа результата» к фиксированному сроку времени (цели).
Рекомендуем помнить, что задачи программы дополнительного образования детей охватывают не только и не столько обучение (трансляцию знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, изучение конкретного предметно-информационного материала, ознакомление с основами науки), сколько деятельность по вовлечению их в творческую, поисково-исследовательскую деятельность, активное общение, процесс накопления эмоционально-ценностного и коммуникативного опыта, освоения алгоритмов решения проблем, способов деятельности, сознательное расширение своего багажа знаний, потенциала способностей и потребностей.
При выборе формулировки задач программы чаще всего используются начальные «ключевые» слова: способствовать, поддержать, обеспечить, познакомить, предоставить возможность, помогать, развивать, воспитывать, обучить, сформировать, познакомить, расширить, поддержать, приобщить и т.д.
Если программа имеет срок реализации больше одного года, целесообразно задачи поставить на каждый год обучения.
Отличительные особенности. В данном разделе следует обосновать своеобразие программы, принципы отбора содержания, ключевые понятия, указать, чем программа отличается от уже существующих в данном направлении. Отличия могут быть и в постановке образовательных задач, и в построении учебно-тематического плана, и в содержании занятий, и в использованной разработчиком литературе, и в изложенных основных идеях, на которых базируется программа. Соответственно, педагог должен владеть информацией, иметь широкий кругозор по имеющейся литературе по данному виду деятельности. Данный раздел пояснительной записки может быть логически объединен с разделом «Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность».
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы. В данном разделе дается характеристика возрастно-психологических особенностей обучающихся, обосновываются принципы формирования групп, количество обучающихся в группе (Приложение №1 «Рекомендуемые состав и площади помещений в организациях дополнительного образования» к СанПиН 2.4.4.3172-14). Разработчику программы необходимо определить группу детей, для обучения которых предназначена дополнительная общеобразовательная программа:
· возраст
· степень предварительной подготовки
· предполагаемый состав групп одновозрастные или разновозрастные)
· уровень образования
· степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области
· наличие способностей
· физическое здоровье детей и т.д., то есть указать характерные особенности детей, которые будут учитываться при наборе для обучения.
Может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов. Может быть дана информация об особой категории детей, для которых предназначена программа (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, проявившие выдающиеся способности и др.), наполняемость групп, условия приема детей (могут быть указаны условия дополнительного набора детей). Так, в объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены обучающиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или иные испытания (например, входное тестирование, собеседование, прослушивание и пр.).
Сроки реализации программы .
В данном разделе пояснительной записки указывается продолжительность образовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год. Могут быть выделены этапы, определен уровень программы. Допускается вариативность продолжительности реализации программы на любом году обучения. Такая вариативность обучения обосновывается, при этом указывается необходимость этой вариативности для обучающихся. Например, продолжительность обучения на 1 году может составлять 72 часа, или 108 часов, или 144 часа в зависимости от психологической готовности к обучению, от физического уровня или интеллектуального уровня готовности обучающихся к освоению программы и пр. При этом, уровень подготовки обучающихся может определяться по результатам педагогической диагностики как при первичном наборе в состав группы, так и в процессе обучения по программе.В целях увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, до 75%, рекомендуется реализовать программы на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, а также предусматривать реализациюкраткосрочных программ (от 16 до 72 часов),в том числе в формате «интенсивов», либо при разработке программы использовать модульно-блочный принцип построения .
Реализуемые на ознакомительном уровне дополнительные общеобразовательные программы создают условия для интенсивной социальной адаптации детей и направлены на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность, на диагностику уровня его общих и специальных способностей, на создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании, что помогает родителям в становлении конструктивной позиции воспитания и развития ребёнка с учетом его интересов и способностей.
Дополнительные общеобразовательные программы базового уровня направлены на освоение определённого вида деятельности, углубление и развитие их интересов и навыков, расширение спектра специализированных занятий по различным дисциплинам; формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребенка. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельностей.
Углубленный уровень включает программы, предполагающие выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного, творческого, культурного и профессионального самоопределения обучающихся. Происходит обучение в процессе участия в исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности. Данный уровень ориентирован на развитие и профессиональное становление личности.
Под «интенсивами» следует понимать такую форму реализации дополнительной общеобразовательной программы, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта. Организационными формами реализации интенсивов могут быть временные объединения по подготовке и проведению отдельных мероприятий : поисковые и научные исследования, праздники, проекты, акции, многодневные походы, экскурсионные поездки, экспедиции и пр.
Модульно-блочный принцип построения дополнительной общеобразовательной программы предполагает составление программы из независимых целостных блоков. При этом образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании (по уровню освоения, содержанию), затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности.
Таким образом, срок реализации программы будет зависеть от уровня программы, от формата реализации, принципа построения программы, от направленности и от сложности поставленной цели.
Форма и режим занятий. В данном разделе пояснительной записки указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта), продолжительность учебного часа и времени на отдых, а также формы организации деятельности обучающихся.
Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. №1008). Возможные формы организации деятельности : индивидуальная, групповая, работа по звеньям, в микрогруппах, парах и т.д.
Формы организации деятельности обучающихся следует отличать от форм проведения занятий, которые рекомендуется выбирать с учетом уровня реализации программы. Примерные формы проведения занятий: лекции и рассказы, развлекательные игры, викторины, конкурсы, соревнования, праздники, театрализации, походы в кино, театр, концертный зал, на выставку и т.п., экскурсии, беседы, дискуссии, дебаты, коллективные творческие дела, слеты, сборы, ролевые и деловые игры, исследовательские проекты, туристические походы, трудовые десанты, социальные проекты, социально моделирующие игры, туристско-краеведческие, поисковые, природоохранные, фольклорные экспедиции, социально ориентированные трудовые, экологические, гражданско-патриотические, волонтерские и т.п. акции и другие формы.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Ожидаемый (прогнозируемый) результат - это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. (Если педагог поставил задачу «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «обучающийся научится выразительно читать»). В данном разделе необходимо охарактеризовать предметные, личностные и метапредметные результаты; разработать систему оценки предметных, личностных и метапредметных результатов обучения и динамики личностного развития. Результаты формулируются четко и конкретно: перечисляются приобретаемые знания, умения и качества личности обучающегося.
Кроме того, необходимо определить, как обучающиеся будут демонстрировать приобретенные знания и умения по программе и свои достижения.Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
· педагогическое наблюдение ;
· педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.
· педагогический мониторинг , включающий контрольные задания и тесты, диагностику личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, ведение оценочной системы и др.;
· мониторинг образовательной деятельности детей , включающий самооценку обучающегося, ведение зачетных книжек, ведение творческого дневника обучающегося, оформление листов индивидуального образовательного маршрута, оформление фотоотчета и т.д.
Указанные способы отслеживания результативности могут использоваться как средство:
· Начальной или входной диагностики. Проводится с целью определения уровня развития детей (как правило – это первые занятия сентября; данная формулировка учитывается в УТП, фиксируется в журнале и есть в программе, как приложение).
· Текущей диагностики с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала (варианты: по окончании каждого занятия, темы или раздела).
· Промежуточной диагностики – с целью определения результатов обучения (может проводиться по окончании каждого полугодия).
· Итоговой диагностики – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей (на конец срока реализации программы).
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы нужны, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы, для проведения своевременного анализа деятельности педагогом, родителями, органами управления образованием и др. Эти документальные формы , отражающие достижения каждого обучающегося, могут быть представлены в виде дневников достижений обучающихся, карт оценки результатов освоения программы, дневников педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и т.п.
Для подведения итогов работы по теме, разделу, модулю могут быть использованы и не документальные формы (выставка, концерт, открытое занятие, демонстрация детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.), игра, рефлексия и др.). Однако, при использовании таких форм подведения итогов рекомендуется отразить полученный результат в документальной форме – подготовить аналитическую справку по итогам мероприятия, внести запись в дневник педагогического наблюдения и т.п.
III. Учебно-тематический пландополнительной общеобразовательной программы содержит:
· Перечень разделов, тем;
· Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
УТП отражает содержание программы, раскрывает последовательность изучаемых тем. УТП составляется в соответствии с заявленными сроками и этапами на весь период обучения, оформляется в виде таблицы (Приложение 2). УТП определяет количество часов по каждой теме с распределением на теоретические и практические занятия (может включать формы работы и контроля). Разработчик программы имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что практические занятия должны преобладать над теоретическими.
Учебно-тематический план составляется на каждый год обучения и отражает его особенности. Учебно-тематический план не нужно превращать в поурочное планирование, так как образовательная программа рассчитана не на один год работы детского объединения, и поэтому в плане обозначаются основные разделы и темы. В программе учебно-тематический план последовательно конкретизируется в содержании.
Педагогу очень важно знать, сколько времени (занятий) отводится на каждый отдельный раздел или тему. Так, объемом материала, предлагаемого обучающимся за то или иное количество занятий, могут отличаться две программы разных авторов по одинаковым дисциплинам, даже в одной образовательной организации.
IV. Содержание дополнительной общеобразовательной программы отражается через краткое, реферативное описание тем (теоретических и практических видов занятий).
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:
· создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
· удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
· формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
· обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
· подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Материал в этом разделе пояснительной записки подается в логическом порядке, в соответствии с учебно-тематическим планом. При оформлении текста не следует опускать названий разделов и тем, так как это значительно осложняет восприятие текста программы, заставляет постоянно обращаться к учебно-тематическому плану.
Содержание занятий представляется реферативным описанием каждой темы согласно УТП: в теоретической части учебный материал раскрывается тезисно и представляет собой объем информации, которым сможет овладеть обучающийся; в практической - перечисляются формы практической деятельности детей. В зависимости от направления деятельности и уровня программы рекомендуется в содержании занятий выделять структурные блоки, отражающие разнообразие образовательных задач, решаемых средствами данной образовательной программы. Например, в программах по танцу необходимо показать различные виды занятий непосредственно танцем (общефизическую подготовку, занятия у станка, в центре зала, классические движения, построение танца и т.д.), а также занятия коллектива, направленные на развитие взаимоотношений, освоение сцены, массовых выступлений и др.
V. Методическое обеспечениедополнительной общеобразовательной программы включает:
· формы, приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса,
· обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
· дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
· материально - техническое оснащение занятий,
· иные условия реализации программы.
В данном разделе программы раскрываются методы работы педагога , организационные формы занятий , планируемых по каждой теме или разделу, описываются особенности организации образовательного процесса , подходов и технологий решения задач развития творческого потенциала ребенка, приемы и методы.
Целесообразно описать структуру проведения типичного занятия с учетом здоровье сберегающих компонентов: организационных моментов, динамических пауз, физкультминуток, проветривания помещения, коротких перерывов. Кроме того, здесь могут приводиться описания и примеры занятий-игр, планы конкурсов, тесты, то есть тех форм работы, которые позволяют детям наиболее эффективно освоить материал.
Методическое обеспечение также включает в себя различные диагностические методики , используемые педагогом в ходе занятий с детьми.
При описании материально-технической базы реализации программы рекомендуется указать все необходимые составляющие:
· сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебный кабинет, компьютерный класс, мастерская, лаборатория, хореографический класс, спортивный или актовый залы и т.п.);
· сведения о наличии подсобных помещений (кладовые, костюмерные, раздевалки и т.п.);
· перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
· перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (станки, спортивные снаряды, швейные машинки, специальные приспособления, микрофоны, микшерные пульты и т.п.).
К иным условиям реализации программы можно отнести кадровые условия (например, какими специфическими предметными знаниями должен обладать педагог, приступающий к реализации данной дополнительной общеобразовательной программы), информационно-методические условия (электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, использование инфраструктуры учреждения и района: библиотеки, музеи и др.)
VI. Список литературы. Последний блок программы представляет собой список литературы, который должен быть достаточно объемным. В него должна включаться как литература, используемая для подготовки занятий, так и научная литература, отражающая различные взгляды на предмет программы независимо от личной позиции разработчика программы.
В списке литературы выделяется 2 раздела: обязательная литература и дополнительная литература. Также может быть составлен отдельный список литературы для детей по тематике занятий (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка). В список научной литературы включается литература по общей педагогике, методике данного вида деятельности и воспитания, дидактике, общей и возрастной психологии, теории и истории выбранного вида деятельности, опубликованные учебные пособия, перечень видео- и аудиозаписей и др. Задача этого раздела состоит в том, чтобы показать уровень и широту теоретической подготовленности.
Список литературы должен быть актуален, составлен для разных категорий участников образовательного процесса. Оформление списка литературы должно соответствовать современным требованиям к оформлению библиографических ссылок.
1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение .
3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.
5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
6. Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.
7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
8. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
(см. текст в предыдущей редакции)
Разработка и реализация
дополнительных развивающих программ.
Согласно главе 10 ст.75 ФЗ - №273
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность . Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Целями и задачами дополнительных программ,
в первую очередь, яв
ляется обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем содержание допол
нительных образовательных программ должно:
соответствовать:
Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
-
соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основ
ному общему, среднему (полному) общему образованию);
направленностям дополнительных образовательных программ
современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (ин дивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, заня тиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обу чающегося в объединении);
быть направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределе ния, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и оте чественной культур;
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья детей;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Реализуя, дополнительное образование образовательная организация должна иметь программу дополнительного образования.
Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные и металогические материалы.
Общеобразовательная программа, дополнительная развивающая программа являются локальными нормативными документами, поэтому они должны пройти разработку, рассмотрение и утверждение в определённом порядке.
При разработке дополнительной общеобразовательной программы (программ) для педагогических работников основными нормативными документами являются следующие:
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Устав учреждения.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
Титульный лист.
Пояснительную записку.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение и условия реализации программы.
Список литературы.
Приложения
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей
наименование образовательного учреждения, учредителя;
где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
полное название дополнительной образовательной программы;
возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
срок реализации дополнительной образовательной программы;
название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
год разработки дополнительной образовательной программы.
При оформлении титульного листа общеобразовательной программы, рекомендуется исходить из общих требований к оформлению ГОСТ Р 6.30-97. (приложение №1)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует
раскрыть:
направленность дополнительной образовательной программы;
новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
цель и задачи дополнительной образовательной программы;
отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
от уже существующих образовательных программ;
возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы
сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
формы и режим занятий;
ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
Направленность дополнительной общеобразовательной программы должна соответствовать ее названию и содержанию. В четком соответствии с направленностью общеобразовательной программы, ее названием и поставленной целью, выстраиваются задачи и все содержание программы .
Направленность дополнительных образовательных программ:
Военно-патриотическая,
физкультурно-спортивная,
социально- педагогическая,
эколого-биологическая,
научно-техническая,
спортивно-техническая,
художественная,
туристско-краеведческая,
социально-экономическая,
естественно-научная.
Новизна программы.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:
Новое решение проблем дополнительного образования;
Новые методики преподавания;
Новые педагогические технологии в проведении занятий;
Нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.
Актуальность программы.
- ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться на:
анализе социальных проблем,
материалах научных исследований,
анализе педагогического опыта,
анализе детского или родительского спроса,
современных требованиях модернизации системы образования,
потенциале образовательного учреждения;
социальном заказе муниципального образования и др. факторах.
Педагогическая целесообразность.
подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. (Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995).
В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной развивающей программы:
выбранных форм,
методов образовательной деятельности,
средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами),
организации образовательного процесса.
ЦЕЛЬ дополнительной развивающей программы.
Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).
Целью и задачами дополнительных общеобразовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
- Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы.
При формулировании цели необходимо придерживаться принципов научности, конкретности, современности, задачи должны быть выстроены либо в логике последовательных шагов по достижению цели, либо - в логике комплементарности (дополнения до целой цели), при этом задачи не должны выходить за рамки цели.
В формулировки цели и задач следует отражать возраст детей, направленность и длительность программы.
ЗАДАЧИ дополнительной общеобразовательной программы
Задача - это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Задача - поэтапный способ достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.
Задачи должны соответствовать цели и быть:
- обучающими, то есть отвечать на вопрос что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;
- развивающими, то есть быть связанными с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;
- воспитательными, то есть отвечать на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ . В данном разделе следует указать названия и авторов предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от предыдущих.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы и условия набора детей в объединение. В этом разделе необходимо указать:
Для какой категории детей предназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.);
Какому возрасту детей адресована программа;
Предполагаемый состав (одного или разных возрастов);
Условия приема детей, система набора в группы.
Сроки реализации программы
В этом разделе указывается продолжительность обучения детей по данной программе и количество часов обучения на каждый год.
ПРИМЕР:
1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения (3, 4 и т.д.) - 108 (144, 216 часов) и т.д.
Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для обучающихся .
Формы и режим занятий
Режим занятий – в разделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Ожидаемый результат – это конкретная характеристика умений, знаний и навыков, которыми овладеет обучающийся .
Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.
Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».
Спрогнозировав ожидаемый результат, необходимо проверить, отражает ли он выполнение поставленных ранее задач.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
Начальный контроль (сентябрь);
Промежуточный контроль (январь);
Итоговый контроль (май) .
Формы подведения итогов реализации программы
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы нужны, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы.
Документальные формы, отражающие достижения каждого обучающегося могут быть представлены в виде дневников достижений обучающихся, карт оценки результатов освоения программы, дневников педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д.
ПРИМЕР:
формами подведения итогов работы по теме, разделу, программе могут быть:
выставка,концерт,открытое занятие, показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.)…
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел должен содержать перечень тем, распределенных по этапам обучения, с указанием количеством часов по каждой теме, с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. Примерное соотношение: теория 30%, практика 70%
Учебно-тематический план (УТП) оформляется в виде таблицы , которая включает в себя следующие графы:
Порядковый номер;
Перечень разделов, тем;
Количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.
Если общеобразовательная программа составлена более чем на один год обучения, то УТП составляется на каждый год. В этом случае УТП должен отражать особенности каждого года обучения.
В графе «ИТОГО» суммируется количество часов теоретических и практических занятий.
Итоговое количество часов в год зависит от количества и продолжительности занятий в неделю (из расчета 36 учебных недель в году):
По 1 часу в неделю -36 часов в год;
По 2 часа в неделю – 72 часа в год;
По 3 часа в неделю – 108 часов в год;
По 4 часа в неделю – 144 часа в год;
По 5 часов в неделю – 180 часов в год;
По 6 часов в неделю – 216 часов в год…
Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (или на 1 ученика, если это программа индивидуального обучения) .
В учебно-тематический план включают часы на:
комплектование группы (для детей первого года обучения);
вводное занятие (введение в программу);
концертную или выставочную деятельность;
мероприятия воспитательно-познавательного характера;
отчетное мероприятие (при этом указывается не название мероприятия, а его тема).
ПРИМЕР:
Название разделов и тем занятий
Кол-во часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Раздел 1. Знакомство с миром кукол
4
2
2
2.1
История кукольного театра.
2.2
Виды кукол. Кукла своими руками.
2.3
………………………
3
Раздел 2. ………………..
3.1
…………………………….
Итого:
72
22
50
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Данный структурный элемент программы тесно связан с учебно-тематическим планом, поэтому:
Раскрывать содержание программы необходимо в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в УТП;
Изложение материалов ведется в именительном падеже.
В содержании программы указывается:
название темы (количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами УТП);
телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);
указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;
при включении в дополнительную программу экскурсий, игровых занятий, досугово-массовых мероприятий и др. в содержании указывается тема и место их проведения.
ПРИМЕР:
Тема 5.1. Холодный батик (10 часов)
Теория (2 ч) : Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение «орнамента». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками
Практика (8 ч) : Выполнение росписи в технике холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Структурный элемент «Методическое обеспечение » может быть оформлен по-разному и должен включать:
- формы занятий , планируемых по каждой теме или разделу дополнительной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.), формы организации детей ;
- приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса (словесный, наглядный, практический…);
- дидактический материал : (таблицы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.);
- формы подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной программы (педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ результатов анкетирования, тестирования, участие обучающихся в концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях, и др.);
- материально-техническое и кадровое обеспечение: указать все необходимые составные компоненты реализации дополнительного образования. Сведения о помещении, перечень оборудования и материалов, инструменты необходимые для занятий. Указать специалистов, если требуются.
Методическое обеспечение дополнительной программы может быть представлено в виде таблицы:
№п/п
Названия разделов и тем
Формы занятий
Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)
Дидактические материалы
Формы подведения итогов
Материально-техническое обеспечение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Требования к оформлению:
Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:
по общей педагогике;
по методике данного вида деятельности; - по методике воспитания;
по общей и возрастной психологии;
по теории и истории выбранного вида деятельности;
Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области. В комплексной программе целесообразно составлять списки литературы к образовательной программе каждого курса (предмета).
Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий:
- название;
- сведения о месте издания, издательстве и годе издания;
- сведения о количестве страниц издания или указание номеров страниц.
Фамилия И.О. Название издания. - Место издания.: Издательство, год. - количество страниц.
Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков:
. - (точка и тире) - предшествуют каждой, кроме первой области описания;
: (двоеточие) - ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;
/ (косая черта) - предшествует сведениям об авторстве (авторы, составители, редакторы, переводчики, а также организации, принимавшие участие в издании);
// (две косые черты)
- Работника хотят перевести в другое структурное подразделение в этой же местности без изменения трудовой функции, должности и размера оплаты труда
- На каких основаниях предоставляется студенту академический отпуск
- Денежная единица беларуси
- Выписка онлайн бпс-сбербанк Бпс сбербанк яндекс нашлось 38 тыс результатов