Совершается хадж. Совершение хаджа: основные действия (рукны и ваджибы) и их порядок. Подготовка к ритуалу
Хадж – это паломничество к святым местам Мекки – ключевой и единственный столп ислама, который проводится строго в определенное время в одном единственном месте - лишь на территории Мекки. Паломничество к Дому Аллаха должен осуществить каждый мусульманин хотя бы раз за свою жизнь, если у него есть для этого финансовые возможности и позволяет здоровье
История Хаджа
Хадж в дословном переводе означает - «направиться куда-то». В исламе это слово наделено несколько другим значением – это постоянное ежегодное паломничество мусульман в Мекку для осуществления религиозных обрядов по предписаниям пророка Мухаммада
Самые первые обряды хаджа были введены Господом в период пророка Ибрахима (Авраама). Ему доверили возвести Каабу – дом Бога. Он взялся за дело вместе со своим сыном Исмаилом в городе Мекка. Вот что Господь говорил о Каабе:
«Вот Мы указали Ибрахиму (Аврааму) на место Дома (Каабы): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц» (Коран 22:26)
Закончив строительство священной Каабы, пророк Ибрахим снова приходил сюда ежегодно для совершения обрядов хаджа. После его смерти Исмаил следовал примеру отца. Но проходили годы, постепенно и цель, и форма хаджа были утрачены. Идолопоклонство шаг за шагом вытеснило религию Аллаха с Аравийского полуострова. Кааба уже не являлась символом единобожия и превратилась в обитель идолов, количество которых превышало 300
Пророк Мухаммад не только очистил Каабу, но и восстановил древние обряды хаджа, которые были введены во времена Ибрахима. Особые предписания Корана были ниспосланы для устранения ложных обрядов, использующихся в доисламский период. Господь установил запрет на все постыдные и безобразные процессы, ранее допускавшиеся в обрядах:
«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа…» (Коран 2:197)
О печальном обычае выливать кровь жертвенных животных на стены Каабы и развешивать их мясо на алтарях Господь четко и ясно сказал:
«Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность…» (Коран 22:37)
Пророк так же искоренил обычай обходить Каабу в обнаженном виде. Господь задал всего один вопрос, которым сразу же заставил подчиниться идолопоклонников:
«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам?» (Коран 7:32)
Таким вот образом, все доисламские традиции, основанные на неведении, были отменены, и хадж снова стал проявлением набожности, страха перед Господом, чистоты, разумного поведения и простоты. С этих пор взору паломника уже не открываются балаган, веселье и вольности, которые когда-то приходилось созерцать. В наши дни паломничество – это поминание Господа и жертвоприношение только Ему
Порядок совершения хаджа.
Обращение в ихрам. После прохождения миката (это особые места, обозначающие границу территории, внутрь которой верующие, с разных концов света прибывающие в Харам-и Шариф, не могут пройти, не обратившись в состояние ихрам), мусульманин молится и произносит специальное обращение к Аллаху (тальбийа): «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!» С этого момента верующий считается вошедшим в состояние ихрама.
7-й день зуль-хиджа - устраивается первый обход вокруг Каабы паломники входят в мечеть Масджид аль-Харам. босыми, с правой ноги через Врата мира (Баб ас-Салам) и проходят к «черному камню»: они целуют его или касаются рукой (обряд такбиль), после чего подносят руку к губам и глазам (истилам). В 7-й день зу-ль-хиджжа в Запретной мечети читается проповедь (хутба), повествующая об обязанностях паломников, совершающих хадж.
8 зуль-хиджжа. Паломники по новой облачаются в ихрам и объявляют о своем намерении совершить таваф (обход вкруг Каабы) и сай. Сай -это семикратный бег между холмами Сафа и Марва. После этого, ранним утром, произнося талбийу, идут к долине Мина. Там они ночуют. Этот день называется йаум ат-тарвийа так как паломники заготавливают запасы воды перед дорогой к горе Арафат. Они направляются к священному колодцу Зам-Зам и дважды берут из него воду: сначала её пьют, а затем омывают своё тело с головы до ног.
Лагерь для паломников в Мине.
Лагеря в Мине разделены между странами.
Палаточный город в Мине.
Паломники в Мине ночью.
9 зуль-хиджжа. Паломники отправляются к горе Арафат, где объединяют молитвы аср и зухр. До заката солнца люди молятся здесь ради прощения грехов.
Этот обряд называется вукуф, или день стояния.
В долине Арафат паломники слушают проповедь (хутбу) и воздают мольбы Аллаху: «Здесь я служу Тебе, Господи!» Эта молитва читается многократно и громким голосом
Вечером паломники идут к долине Муздалифа, объединив вместе молитвы Магриб и иша. Здесь паломники проводят ночь, собирают камешки для обряда побивания камнями.
Сон на Муздалифе.
10 зуль-хиджжа. Паломники возвращаются в долину Мина, где бросают семь камней, подобранных в Муздалифе,в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Сатану, который по преданию преграждал путь Ибрахиму, направляющемуся на молитву. Совершая этот обряд, мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают приложить максимум усилий для изгнания бесов из своей души
Мост Джамарат с высоты.
Мост Джамарат.
Побивание дьявола камнями.
Люди покидают мост Джамарат.
Затем паломники совершают жертвоприношение, и вновь обрезают или бреют волосы, после чего направляются в Мекку (те, кто не совершил сай 8 зу-л-хиджжа, могут сделать это 10) и снова возвращаются в Мину. Этот день называется йаум ан-нахр, или день жертвоприношения.
KFC ресторан в Мекке.
11 зуль-хиджжа. Паломники молятся в долине Мина и бросают камни в каменные изваяния. Этот день в следующие два дня называется йаум ат-ташрик, что буквально означает «день вяленого мяса».
На фото Паломники заполонили улицы и окрестности мечети Харам во время дневной молитвы.
12 зуль-хиджжа. Паломники молятся в долине Мина и бросают камни в каменные изваяния. Затем они возвращаются в Мекку и совершают таваф, пьют воду из источника Замзам. На этом хадж завершается.
А вот и сам колодец ЗамЗам.
12 182
Вся хвала Аллаху, пославшему Мухаммада (мир ему и благословение) с верным руководством, истинной религией и милостью для миров, а также примером для действия и доказательством для всех рабов.
Вся хвала Аллаху, заложившему в основу религии поклонение Ему, Господу миров, сделавшему её облегчённой, чистой и лёгкой, без трудностей, стеснений и осложнений. Я свидетельствую, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — раб Аллаха и Его посланник, добрый вестник и предостерегающий увещеватель, похвала и благополучие ему, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ними (сподвижниками) в их праведных убеждениях, словах и деяниях вплоть до Судного дня.
О люди, в эти дни вы устремились к дому Аллаха [Каабе], надеясь на прощение грехов и проступков, желая обрести рай и награду за приложенные усилия и потраченные средства.
О мусульмане, вы направляетесь к дому Аллаха и заповедной территории — к этим превосходным местам, выполняя одно из самых славных поклонений и не желая этим бахвальства и показухи. Напротив, вы возжелали поклонение, приближающее вас к Аллаху, и проявили благоговение перед величием вашего Господа. Так исполните же эти обряды поклонения как вам приказано — без проявления чрезмерности, но и не допуская халатности и нерадивости. Придерживайтесь приказанных вам чистоты (т.е. очищения и омовения) и намазов, а также других явных постановлений религии.
Направляясь к этим местам, необходимо осознавать, что вы совершаете это ради поклонения Аллаху, покоряясь Его повелениям. Соответственно, находясь в пути, соблюдайте приказанную вам чистоту (очищение и омовение) и коллективные намазы. Известно, что многие небрежно относятся к омовению (вуду’) и совершают очищение песком (таяммум), имея возможность приобрести воду. Ведь при наличии воды не дозволено совершать очищение песком.
Некоторые же пренебрегают коллективными намазами, занимаясь делами, которыми можно было бы заняться и после намаза. Сокращайте намазы, состоящие из четырёх ракятов, и совершайте их в два ракята, пока не вернётесь домой (на родину). Исключением являются случаи, когда вы совершаете намаз за [местным] имамом, который не сокращает намаз. В таком случае совершайте их полностью, следуя имаму и выполняя полностью четыре ракята, независимо от того, в каком ракяте вы присоединились к нему.
Что же касается объединения намазов, то это является сунной (желательным) для путника, непосредственно находящегося в дороге. Если же путник поселился где-то [или остановился на привал], то сунной (желательным) для него является не объединять намазы.
Касательно желательных намазов (раватиб), привязанных к обязательным намазам (фард), то предпочтительнее их не совершать, кроме двух желательных ракятов перед рассветным обязательным намазом. Что же касается намаза-витр и остальных дополнительных намазов, то их совершают как путники, так и местные жители.
Необходимо также придерживаться хорошего нрава: быть великодушным и благонравным, проявлять приветливость [улыбчивость] и терпение к бедам и трудностям, которые причиняют вам другие люди, ибо эти сложности в пути временные, а награда за проявление терпения великая.
Как достигните миката (территориальной границы, где берётся намерение для вхождения в состояние ихрама), то полностью искупайтесь (гусль) и надушите приятным ароматом тело, голову и бороду. Затем входите в состояние ихрама с намерением совершить умру для “хаджа-таматту’”, и со словами тальбии направляйтесь в Мекку.
Микаты
Достигнув Заповедной Мечети, вы должны исполнить семикратный обход вокруг Каабы (таваф), совершая умру. Знайте, что вся мечеть является местом, где разрешается делать обход — независимо от того, близко или далеко от Каабы. Однако, предпочтительнее быть на близком расстоянии при условии, что ты не причинишь никому неудобства. Если же будет давка, то лучше сделать таваф в отдаленном месте. В общем, поступайте как удобнее (по ситуации), и хвала Аллаху. После обхода соверши два ракята позади места стояния (макама) Ибрахима как можно ближе к нему. Если же это не представляется возможным, разрешается совершить их подальше. Самое главное, чтобы макам Ибрахима находился между тобой и Каабой.
Макам Ибрахима
После этого надлежит отправиться для совершения обхода между Сафой и Марвой для исполнения умры, причём начать следует с Сафы. По завершении седьмого обхода, следует постричь волосы по всей площади головы. Не дозволено постригать волосы только с одной стороны, и пусть вас не обольщает большое количество людей, которые так делают.
Между Сафой и Марвой
С наступлением восьмого дня зуль-хиджы полностью искупайтесь (гусль), умаститесь благовониями и войдите в состояние ихрама для совершения хаджа с того места, в котором вы поселились (проживаете). После этого направляйтесь в Мину и совершите там намазы зухр, аср, магриб, иша и фаджр, сокращая, но не объединяя их, т.к. Пророк (мир ему и благословение) сокращал намазы в Мине и Мекке, но не объединял их.
Мина
С восходом солнца в день Арафата направляйтесь к [горе] Арафат, будучи смиренными [благоговейными] перед Аллахом и произнося слова тальбии. Совершите там намазы зухр и аср, сократив (по два ракята) и объединив их во время зухра. После этого посвятите себя мольбам (дуа) Аллаху. Старайтесь быть в состоянии тахарата (очищения и омовения) и стоять лицом к кибле, даже если гора (Арафат) будет находиться сзади вас, потому что поворачиваться к кибле является узаконенным действием. Внимательно следите за соблюдением границ Арафата, т.к. многие паломники стоят за его пределами. Хадж находящегося вне Арафата является недействительным. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
“Хадж — это Арафат (стояние на Арафате)” .
Арафат
Территория всего Арафата: ее восточная и западная часть, северная и южная часть — все это считается местом стояния для паломников. Исключением является долина У́рана . Пророк (мир ему и благословение) сказал:
“Я остановился здесь, хотя весь Арафат является местом стояния” .
Когда закатится солнце и вы удостоверитесь в этом, отправляйтесь к Муздалифе, произнося слова тальбии и проявляя смирение и благоговение. Соблюдайте максимальное спокойствие, как это приказал вам ваш Пророк ﷺ. Он отправился из Арафата и затянул настолько крепко поводья верблюдицы (чтобы она не разгонялась и не причиняла вреда другим паломникам. — Примеч. ред.) , что её голова склонилась почти до уровня стремени на седле. При этом он говорил, подавая жест своей благородной рукой:
“Спокойствие, о люди, спокойствие” .
Муздалифа
По прибытии в Муздалифу, совершите намазы магриб и иша, затем заночуйте там до фаджра. Пророк ﷺ не разрешал никому покидать Муздалифу до фаджра, кроме как слабым, которым он дозволил покинуть Муздалифу в конце ночи. После совершения намаза фаджр устремите ваши лица в сторону киблы, и возвеличивайте Аллаха, произнося “Аллаху акбар” , восхваляйте Его, произнося “аль-хамду ли-Ллях” и взывайте к Нему с мольбами (дуа), пока совсем не рассветёт. После этого — до восхода солнца — отправляйтесь в Мину. Затем соберите семь небольших камешков и идите к месту бросания [джамрат] Акаба. Джамрат-акаба — это самая последняя из них, которая располагается ближе к стороне Мекки. Бросьте эти камешки после восхода солнца, произнося слова “Аллаху акбар” (Аллах величайший) при каждом брошенном камешке, тем самым возвеличивая и проявляя смиренность перед Ним. Знайте, что главная цель в этом (бросании камешков) — возвеличивание Аллаха и Его поминание.
Джамрат
Обязательно, чтобы камешки упали в бассейн, а попадание в столб не является условием . Завершив бросание камешков, заколите ваши жертвенные животные (хади). На хадже следует закалывать тех же животных [с такими же параметрами, как возраст и т.д.], которых закалывают мусульмане (которые не в хадже) во время Курбан-айта. Дозволенным будет, если ты поручишь кому-то заколоть животное от твоего имени.
После обряда жертвоприношения побрейте свои головы, при этом не разрешается сбривать только часть головы, а другую часть оставлять. Женщины подкорачивают концы волос головы на величину, примерно равную кончику пальца. После этого считается, что вы совершили первый (частичный) выход из состояния ихрама, поэтому вы можете одеть обычную одежду, подстричь ногти, умаститься благовониями. Однако половая близость по-прежнему является запретной для вас.
Затем вам надлежит отправиться в Мекку до намаза зухр. Совершите таваф для хаджа и бег между Сафой и Марвой, а затем возвращайтесь в Мину. И таким образом посредством:
вы пройдете второй (окончательный) выход из состояния ихрама и тем самым вам станет дозволено всё, в т.ч. и половая близость.
О люди, в праздничный день (10-е зуль-хиджы) паломник должен совершить четыре вида обряда:
Совершение их в такой последовательности является более предпочтительным. Однако, если кто-то изменит последовательность — побреет голову до того, как принесёт жертву, например, то нет на нём греха. Если вы отложите таваф и хождение между Сафой и Марвой до того дня, когда вы покинете Мину, то нет на вас греха. Или же если вы совершите жертвоприношение на тринадцатый день, то нет на вас греха. Особенно если вы делали это из-за нужды или из-за определенных обстоятельств.
Проведите одинадцатую ночь в Мине, а после полудня отправляйтесь кидать камешки, начав с первого джамарата (места бросания камешков), затем срединного и закончив последним Акаба. Бросать в каждый столб надо семь камней, возвеличивая Аллаха (произнося “Аллаху акбар” ) при каждом броске. Кидать камни в день праздника разрешается с восхода солнца для тех, кто способен. Для слабых разрешается сделать это [раньше] — с конца ночи (т.е. задолго до восхода). Время бросания камней заканчивается вечером с заходом солнца.
В остальные же дни после праздника кидать камешки разрешается с полудня до захода солнца. При этом, не разрешено кидать камешки до полудня. Однако, в случае сильного столпотворения днём дозволяется совершить обряд бросания камешков ночью.
Тому, кто не может самостоятельно совершить обряд бросания камешков по причине маленького возраста, старости или болезни, следует поручить это кому-то другому. Нет никаких проблем, если тот, кому поручено бросить камешки, бросит их с одного и того же места как за себя, так и за того, кто ему поручил. Однако, при этом ему надлежит сначала бросить камешки за самого себя, а затем за того, кто ему поручил. По завершении обряда кидания камешков на двенадцатый день хадж считается завершённым. Теперь выбор за вами: вы можете покинуть Мину, а также можете провести тринадцатую ночь в Мине и бросить камешки во все три джамарата после полудня. Это (оставание на 13-й день) предпочтительнее, потому что так поступил Пророк ﷺ.
Если вы вознамерились покинуть Мекку, совершите прощальный таваф (таваф-вада’). Женщины, имеющие менструацию или послеродовое кровотечение, не совершают прощальный таваф. При этом, не является узаконенным для них приходить к дверям мечети и стоять там.
О мусульмане, это является описанием хаджа. Так бойтесь же Аллаха, на сколько можете, при выполнении хаджа, а также слушайтесь и повинуйтесь Ему.
Прибегаю к Аллаху от побиваемого камнями шайтана:
وَأَذِّنْ فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ يَأْتُوكَ رِجَالًا وَعَلَى كُلِّ ضَامِرٍ يَأْتِينَ مِنْ كُلِّ فَجٍّ عَمِيقٍ ، لِيَشْهَدُوا مَنَافِعَ لَهُمْ وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَعْلُومَاتٍ عَلَى مَا رَزَقَهُمْ مِنْ بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ فَكُلُوا مِنْهَا وَأَطْعِمُوا الْبَائِسَ الْفَقِيرَ ، ثُمَّ لْيَقْضُوا تَفَثَهُمْ وَلْيُوفُوا نُذُورَهُمْ وَلْيَطَّوَّفُوا بِالْبَيْتِ الْعَتِيقِ
“Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог. Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите несчастного бедняка! Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома (Каабы)” (Коран 22:27-29).
Пусть Аллах даст благодать мне и всем вам.
Шейх Усаймин (да смилуется над ним Аллах)
По шафиитскому мазхабу:
- Ихрам.
- Стояние на Арафате.
- Обход вокруг Каабы (таваф аль-Ифада).
- Ритуальный бег между склонами Сафа и Марва.
- Сбривание или подстригание волос на голове.
Виды Хаджа
Существует три вида обрядов, связанных с выполнением священной обязанности Хаджа:
- Аль-Ифрад, совершение только Хаджа, без Умры.
- Ат-Таматту, совершение сначала умры, а потом и Хаджа, по отдельности.
- Аль-Кыран, совершение Умры и Хаджа в совмещенном виде.
Наиболее предпочтительный вид - Ат-Таматту. Этот способ совершения хаджа рекомендовал своим сподвижникам Пророк Мухаммад, (салляллаху алейхи ва саллям). Хадж ат-Таматту подразумевает совершение в течение обозначенных месяцев Хаджа сначала обрядов Умры (малого паломничества), а затем Хаджа (основного). Паломнику, совершающему Хадж Ат-Таматту, надлежит принести в жертву животное. Тот, кто не в состоянии совершить жертвоприношение, соблюдает пост в течении трех дней во время Хаджа и семи дней по его окончании.
Как совершить хадж Таматту
Ихрам . Мужчина должен снять всю одежду и надеть два куска белой материи, которую называют ихрам. Также ему следует надеть тапочки. Для женщин ихрамом является обычная одежда соответствующая Шариату. Ихрам следует надевать в состоянии омовения.
Намерение . Паломники, следующие в Мекку наземным транспортом, одеваются в ихрам и делают намерение на месте в микате. (О нахождении миката должен сообщить руководитель группы).
Паломники, следующие в Мекку воздушным транспортом, делают намерение для хаджа над микатом. За 15 минут до нахождения над микатом и во время пересечения точки микат пилот объявляет об этом паломникам, и при необходимости, его объявление переводят на русский язык руководители групп. Намерение достаточно сделать в сердце, но лучше выразить и словами:
اللهم لبيك عمرة
«Аллахумма ляббейка умратан»
После намерения совершить умру на протяжении всего паломничества мужчинам громко, а женщинам про себя рекомендуется повторять тальбийю:
لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَ النِّعْمَةَ لَكَ وَ الملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ
Ляббайка-Ллахумма, ляббайк. Ляббайка ля шарика ляка, ляббайк! Инна-ль-хамда ван-ни ’амата ляка ва-ль-мульк, ля шарика ляк!
(Вот я перед Тобой, о, Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Хвала Тебе, милость и власть принадлежат Тебе! Нет у Тебя сотоварища!)
После прибытия в Мекку размещения и кратковременного отдыха, паломнику следует отправиться в мечеть аль-Харам к Каабе для совершения Умры. Вначале совершают таваф (семикратный обход вокруг Каабы).
Таваф начинают и заканчивают в месте, отмеченном черной линией и светящимся зелёным знаком на стене мечети. В начале каждого круга паломник приветствует Черный Камень правой рукой и поворотом головы со словами:
بسم الله الله أكبر
«Бисмиллях, Аллаху Акбар!»
Желательно, чтобы во время тавафа правое плечо было открыто, а левое закрыто ихрамом:
Во время тавафа следует обращаться к Всевышнему с просьбами и дуа, можно читать Коран. В конце каждого круга между Йеменским Углом и Черным Камнем паломник говорит:
رَبَّنَا ءَاتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِي الأَخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِنَا عَذَابَ النَّارِ
Раббана! Ати-на фи-д-дунья хасанатан ва Фи-ль-ахирати хасанатан, ва кына ’азаба-н-нар!
(Господь наш! Дай нам хорошее в этой и потусторонней жизни и убереги нас от мучений Ада!)
Если паломник сомневается, сколько кругов он совершил, например, сделал ли он три или четыре круга, то продолжает, считая с трех, то есть с того числа, в котором он уверен.
После окончания тавафа паломник совершает намаз в два раката по возможности в месте «Макам Ибрахим», но если это будет препятствовать совершению тавафа другими паломниками, можно совершить этот намаз в любом месте мечети. Оба плеча во время этого намаза желательно закрыть ихрамом. Согласно сунне, в первом ракате читают суру «аль-Кафирун», во втором – «аль-Ихляс».
Затем паломник отправляется в сторону холма ас-Сафа, попив по дороге воду Замзам.
إِنَّ الصَّفَا وَ الْمَرْوَةَ مِنْ شَعَائِرِ اللهِ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِ أَن يَطَّوَّفَ بِهِمَا
(Поистине, ас-Сафа и аль-Марва - из числа знаков Аллаха. Тому, кто совершает Хадж к Дому или Умру, дозволено обойти их. И кто изберет добро по собственному почину, [пусть знает], что Аллах - Воздающий по заслугам и Знающий). (Сура «Алъ-Бакара». аят 158).
لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ وَ هُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ، لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَحْدَهُ، أَنْجَزَ وَعْدَهُ، وَ نَصَرَ عَبْدَهُ، وَ هَزَمَ الأَحْزَابَ وَحْدَهُ.
Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарика ляху, ляху-ль-мульку, ва ляху-ль-хамду ва хуа ’аля кулли шайин кадир! Ля иляха илля-Ллаху вахдаху, анджаза ва ’даху, ва насара ’абдаху ва хазама-ль-ахзаба вахдах!
(Нет бога, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он Всемогущ! Нет бога кроме Аллаха, который выполнил Свое обещание, помог Своему рабу и один разбил (вражеские) племена!)
Потом паломник начинает Са’й - движение от холма ас-Сафа в сторону холма аль-Марва и обратно. Между отрезками пути, отмеченными зелёным светом, мужчинам следует ускорять шаг. Дойдя до аль-Марвы паломник обращается в сторону Каабы, и повторяет аят и дуа, прочитанные на ас-Сафе (см. выше). Затем паломник снова возвращается к ас-Сафе и читает упомянутые аят и дуа. Так повторяется семь раз. Путь от от ас-Сафы до аль-Марвы считается одним отрезком, а обратно – другим. Таким образом получается, что паломник заканчивает Са’й в аль-Марве, дойдя до неё в четвёртый раз. На протяжении всего обряда желательно читать дуа, священные аяты и зикры. Дойдя до аль-Марвы в последний, седьмой раз, паломник, уже не читая вышеприведённые аят и дуа, может покинуть ас-Сафу и аль-Марву. Са’й считается завершённым, и паломнику можно совершить обряд укорачивания волос. Мужчины стригут волосы или бреют голову, женщинам достаточно состричь прядь волос длиной с палец.
На этом Умра считается совершенной, и паломник может снять ихрам и носить обычную одежду до 8-го дня месяца Зуль-Хиджа (дня тарвия).
8-го дня месяца Зуль-Хиджа начинается следующий этап Хаджа. В месте проживания в Мекке паломник одевает ихрам (выполняя те же действия, что и в первый раз: полное омовение, стрижка ногтей и т.д.) и отправляется в Мину. Там он размещается в одной из палаток для паломников. В Мине намазы аз-Зухр, аль-Аср и аль-Иша совершают в сокращенном виде в два раката, но во времени не соединяют.
9-ый день Зуль-Хиджы, в день Арафа, после утреннего намаза паломник отправляется из Мины в долину Арафа. Пребывание в долине Арафа 9-го числа месяца Зуль-Хиджа считается обязательным и главным условием Хаджа. В этот день намазы Аз-Зухр и аль-Аср сокращают и соединяют, совершая их во время аз-Зухр. В день Арафа до захода солнца паломнику следует оставить мирские дела и посвятить всё это время поклонениям, чтению Корана, дуа, зикров. Также следует помнить, что в этот день в долине Арафа одновременно находится почти четыре миллиона паломников. Поэтому важно проявлять максимальную организованность и следовать указаниям руководителей, чтобы не потеряться и не отстать от своей группы.
После захода солнца паломников доставляют в долину Муздалифа. Следует особо отметить, что ожидать подачи транспорта лучше в палатках, и выходить на посадку только по приглашению руководителей. Паломникам следует соблюдать спокойствие и достоинство, пропускать пожилых и женщин вперед, помогать им при посадке в транспорт.
В Муздалифе паломники совершают намаз совмещая аль-магриб и аль-иша во время аль-иша, при этом намаз аль-иша сокращают до двух ракатов. Намаз аль-магриб и аль- иша в Муздалифе желательно совершить сразу по прибытию, не откладывая. Если паломник по дороге в Муздалифу задержится, то ему разрешается совершить эти намазы в пути. В Муздалифе следует собрать камешки для обряда бросания камней (49-70 шт). Размер камешков указан на рисунке.
После полуночи (рассвета) паломники возвращаются в Мину. После утреннего намаза начинается первый день аййяму-ташрик (дни бросания камней). Время бросания камней продолжается 24 часа: от утреннего намаза до утреннего намаза следующего дня. В первый день бросания камней паломник отправляется к месту аль-Джамарат. В этот день он бросает 7 камешков только в Джамра аль-кубра. Бросая каждый камешек, паломник произносит: «Бисмиллях, Аллаху Акбар!» После возвращения в Мину паломник режет (поручает резать) жертвенное животное, стрижет волосы и снимает ихрам. Его состояние называется малый тахаллюль, ему разрешается всё, что можно вне Хаджа, кроме супружеской близости. После этого паломник отправляется в Мекку, чтобы совершить Таваф Аль-Ифада и са`й между Сафой и Марвой. Разрешается отложить Таваф Аль-Ифада до приезда в Мекку и совершить его после всех обрядов в Мине. Далее паломнику можно остаться в Мине до 12 числа месяца Зуль-Хиджа, но он должен будет покинуть Мину до времени намаза аль-магриб (или паломнику следует остаться до 13 Зуль-Хиджы). Каждый день пребывания в Мине в дни аййяму-ташрик (кроме первого) паломник должен совершать обряд бросания камешков, бросая в каждую Джамра по семь камешков, начиная с малой Джамра.
После завершения обряда бросания камешков Хадж считается завершённым, но перед тем как покинуть Мекку, паломнику следует совершить таваф аль-вада` (прощальный таваф). Таваф аль-вада (как и любой таваф) состоит из семикратного обхода Каабы. После его завершения паломник должен покинуть Мекку. При этом желательно не задерживаться в Мекке без причины, и не совершать покупки (это можно сделать до тавафа аль-вада).
Примечания
- Несовершеннолетний может совершить Хадж, но это не освобождает его от обязанности совершить Хадж в дальнейшем, когда он достигнет совершеннолетия.
- Обряды, которые ребёнку выполнить не под силу, (например, бросание камней) за него делают родители или сопровождающие взрослые.
- Женщины в период месячных выполняют все обряды кроме тавафа, который можно совершить после окончания этого периода.
- Женщинам, пожилым и немощным разрешается поручить бросать камни другим паломникам. Паломник, которому поручено бросать камни за других, должен бросить сначала камни за себя, потом (сразу) за поручившего.
- Пожилые и больные не имеющие надежды на выздоровление имеют право поручить совершить Хадж за себя другому, при условии, что тот уже совершил Хадж за себя.
- Так же тому, кто ранее уже совершил Хадж, разрешается совершить Хадж за умершего.
Что запрещается в ихраме
- Стричь волосы и ногти.
- Наносить духи на тело или ихрам.
- Мужчинам одевать головной убор.
- Жениться или быть сватом.
- Супружеская близость и ласки.
- Мужчинам надевать сшитую одежду.
- Охотиться.
Считается простительным, если тот, кто нарушил один из этих запретов, сделал это по незнанию, забывчивости или принуждению. Тот, кто сделал это преднамеренно, должен обратиться к имам или алимам за разъяснениями о том, что ему следует делать в качестве искупления.
Наиболее распространённые ошибки и нарушения
- Участвовать в неоправданном и чрезмерном скоплении людей, например для того, чтобы прикоснуться к Чёрному Камню, или поскорее закончить обряд кидания камней.
- Бросать и оставлять за собой мусор.
- Женщинам пользоваться косметикой и находиться среди мужчин без необходимости. (Во время тавафа и бросание камней женщинам следует стараться не сталкиваться с мужчинами).
Пусть Всевышний Аллах примет ваш хадж, и простит всем нам грехи и ошибки!
Хадж - это один из пяти важных столпов ислама, который приобрел свое законченное выражение во времена пророка Мухаммада. по нескольким святым местам (Мекка, Медина и др.), а также соблюдение определенного ритуала. Каждый мусульманин должен хотя бы один раз в жизни совершить хадж, всенепременно соблюдая все условия.
Пять столпов ислама
Ислам на сегодняшний день является второй по многочисленности верующих, а также ее приверженцев из всех религий мира. Она также одна из самых древних, не считая христианства и буддизма. Конечно, такое длительное время позволило создать и закрепить определенные ритуалы поклонения Господу.
Существует пять основополагающих столпов в исламе, и хадж - это один из них. Остальные четыре - это шахада, молитва, благотворительность, пост.
Что такое шахада (свидетельство)? Это особый догмат, который обозначает Единого Бога (Аллаха). Без его слов не обходится ни одно мероприятие, а также каждая молитва начинается именно с него.
Также мусульманин должен совершать молитву пять раз в сутки. Для каждого раза есть определенное время. Это настоящий ритуал, который подразумевает предварительное омовение, особую индивидуальную молитву и телодвижения.
Особым пунктом стоит благотворительность, а именно обязательный налог и добровольное пожертвование. Все это подразумевает духовное очищение верующего.
Как и во всякой религии, в исламе также существует и пост. Однако это не просто воздержание от определенных видов пищи, а полное голодание в солнечное время суток (от заката до рассвета). Это происходит в по Также запрещаются в это время сексуальные отношения. Освободиться от поста могут только немощные люди, а также дети и беременные женщины.
Что же подразумевает под паломничеством ислам? Хадж - это одно из важных действий в мусульманстве. Как было сказано выше, хотя бы один раз в жизни верующий должен его совершить. Это довольно важное переживание, которое сильно сплачивает всех мусульман во всем мире, укрепляет их веру.
Некоторые исторические факты о хадже
Ритуал хаджа имеет довольно древнюю историю, которая восходит еще к первым пророкам в исламе - Ибрахиму и Исмаилу. Благодаря им был построен Каабу, который считается первым домом, в котором поклонялись Господу.
Однако есть предание более древнее, которое повествует о том, что на месте современной Каабы был построен самый первый дом для поклонения Господу, и сделали это первые люди, изгнанные из рая - Адам и Хавва. После потопа он был разрушен.
Вот так и начинается история хаджа, как раз после окончания потопа, когда Господь повелел своему пророку Ибрахиму привести свою семью на то место, где сейчас находится Мекка, а именно Кааба. После этого пророку необходимо было уйти в Палестину.
Очень интересным моментом является поиски воды женой пророка - Хаджарой. Благодаря ее усилиям и вере между холмами Сафа и Марва появился источник, который называется Зам-Зам. Хаджара семь раз пробегала между этими холмами в поисках воды. Этот момент отразился и в ритуале хаджа: теперь паломники должны также совершить это действо. А источник воды так и существует там до сих пор, его водичка является целебной, ее пьют и обливаются ею во время ритуала.
В дальнейшем история хаджа обретает новую веху, особенно после того, как Ибрахим построил на этом месте Каабу и призвал людей к совершению паломничества в это место и поклонения Единому Господу.
Пророк Мухаммед и хадж
После того как призвал народ на совершение хаджа, через некоторое время его ритуалы были изменены. Появилось идолопоклонство, некоторые действия стали довольно постыдными.
После появления пророка Мухаммеда стали возвращаться истины о том, как совершать хадж в Мекку. Он вернул чистый и истинный ритуал, который передан был еще пророком Ибрахимом. Все это сохранилось и по сей день в той же традиции, которая была возвращена Мухаммедом.
Сам же пророк совершил паломничество всего лишь один раз в жизни. Это произошло из-за политических моментов, так как в то время святыни, которым поклоняются во время хаджа, были во власти язычников.
Хадж в священных писаниях
Хадж - это действительно важный ритуал для мусульманина, который упоминается даже в Коране. Написано, что по велению Господа пророк Ибрахим построил первый дом для поклонения. После чего он призвал верующих совершить хадж, а Аллах донес до каждого об этом. Даже камни и земные породы откликнулись.
Требования к ритуалу
Те верующие, которые собираются совершить хадж, должны соблюсти следующие условия:
- на момент совершения паломничества человек должен быть совершеннолетним;
- также необходимо иметь свободу на это время, ясный ум и физическое здоровье;
- ритуал хадж (паломничество по святым местам) совершается человеком в том случае, если он имеет достаточное количество средств для обеспечения себя в это время, а также своей семьи;
- необходимо погасить все долги перед началом хаджа, а также нельзя его совершать в долг;
- необходимо организовать свою безопасность и заблаговременный выезд для того, чтобы не опоздать к началу выполнения обряда.
Помимо этого, во время хаджа нельзя совершать некоторые действия:
- запрещается причинять вред или боль всему живому (животным, насекомым, растениям, людям);
- тот, кто совершает паломничество, не должен торговать и делать что-либо относящееся к мирской жизни;
- различные матримониальные действия запрещаются, а также сексуальные отношения;
- запрещается стричься, бриться, использовать различные благовония, носить драгоценности и украшения;
- также нельзя курить в это время.
Если происходит нарушение какого-нибудь пункта, то хадж можно считать несовершенным и недействительным.
Подготовка к ритуалу
Обязательным является чистое состояние и одеяния паломника - ихрам. Это достигается путем полного омовения тела, после чего мужчины-паломники облачаются в два белых простых покрывала, одно из которых должно закрыть ноги верующего от бедер до колен, а второе следует накинуть на левое плечо.
Женщины же должны полностью укрыть свое тело просторным белым одеянием, также покрыть голову платком. В результате открытыми должны остаться ступни ног, кисти рук и лицо.
Такие одежды для верующих означают то, что, несмотря на их положение в миру, перед Аллахом они все равны, а также говорит об их чистых помыслах. Переодеваются в такие одежды в особом месте, которое называется микат. Это приблизительно в четырех километрах от Каабы. Однако не считается предосудительным одеться прямо в самолете, если паломник летит издалека.
После того как микат пройден, следует прочесть молитву, что означает вхождение в это особое состояние ихрама. Это позволяет продолжить дальнейшее совершение ритуала.
Таким образом, можно сказать, что хадж - это особое действие, которое имеет огромное духовное значение для мусульман.
Продолжение ритуала проведения хаджа
Ритуал начинается в месяц, который называется зу-ль-хиджжа, в седьмой его день. Он начинается в Мекке, паломникам следует войти босыми в Масджид-аль-Харам, мечеть. Хадж продолжается целованием или касанием черного камня, который, по преданию, принадлежал еще первому человеку - Адаму. Это совершают сразу по своему приезду в Мекку.
После этого следует семикратно обойти Каабу. называется таваф. В это время следует поклониться двум углам и произнести молитвы. После того как обход закончен, следует прижаться ко входу Каабы и произнести молитву, подняв правую руку. Затем необходимо дважды взять воду из священного Зам-Зама, напившись и облившись ею.
После того как этот ритуал закончен, нужно перейти к следующему. Это бег между холмами Марва и Сафа. Возле каждого из них нужно совершить молитву. Выполнение этого действа считается окончанием малого паломничества (умры). Если верующий не желает дальше совершать ритуал, то он выходит из состояния ихрама.
Другие обряды хаджа совершаются коллективно. Седьмого дня зу-ль-хиджжа следует прослушать проповедь о том, как паломникам нужно вести себя.
Долины Муздалифа и Мина
Восьмого дня необходимо набрать воды для путешествия. Нужно совершить переход через долины для того, чтобы продолжить ритуал хадж. Паломничество продолжается. Этот день называется днем напоения (йаум ат-тарвийа) по причине его связи с водой.
Ночь после выхода верующие проводят в долине Мина, а в полдень возле горы совершается центральный обряд (о нем чуть ниже).
Гора Арафат
Итак, возле паломники совершают стояние. Это продолжается с того момента, как солнце стало в зенит, и до того времени, как оно заходит. После это следует прослушать хутбу и произнести молитву, обращаясь к Единому Господу. Ее нужно читать много раз и вслух.
Продолжение паломничества
После того как солнце село, следует вернуться очень быстрым шагом в долину Муздалифа. Перед мечетью совершается молитва, которая длится всю ночь. Причем это делают не только те, кто совершает хадж, но и мусульмане всего мира.
На десятый день паломники в хадж после молитвы должны перейти опять в долину Мина. Тут необходимо бросить семь камешков из долины Муздалифа в столб, который является символом сатаны.
После этого идет десятый день, в который нужно совершить жертвоприношение (коза или бык), небольшую часть съесть самому верующему, а остальное отдать.
После этого мужчины должны полностью сбрить волосы или коротко их остричь, а женщины срезать прядь. Их нужно закопать в долине Мине. После этого все возвращаются в Мекку, чтобы обойти еще раз Каабу.
Следующие три дня верующим следует продолжать посещать долину Мина, совершать жертвоприношения. Хадж завершается полностью на четырнадцатый день. Паломники получают титул хаджи.
После того как завершены все ритуалы, паломник приобретает особый статус. Об этом свидетельствует зеленая чалма и белые одежды (галабея), в которые он обязан облачиться. Дома его встречают с почестями.
Места памяти в Мекке
После того как завершен хадж в Мекку, многие остаются в этом городе, чтобы поклониться святым местам, которые так или иначе связаны с пророком Мухаммедом. Самое большое количество паломников отправляется в Джабаль ан-Нур (Гора Света). Там расположена пещера, где пророк получил свое первое откровение Корана.
Также паломники в хадж, после его завершения, могут отправиться дальше, в Медину. Перед этим они заходят в город Таифу, где посещают мечеть Аббаса. Там совершается совместная молитва верующими.
Медина - город, где покоится пророк
Очень важным для паломников является посещение священного города Медины. Именно в нем находится усыпальница пророка Мухаммеда, а также его ближайших соратников при жизни. Это находится в мечети Масджид ан-Наби. Тут они произносят особое приветственное слово пророку, затем совершают молитву. После этого паломникам следует подойти к соратникам Мухаммеда, повторив те же действия.
Что же касается женщин, то им приближаться к ним нельзя. Они только могут совершить молитву в мечети пророка.
После этого посещают другие священные места паломники, которые совершили хадж. Медина имеет их большое количество, так как пророк жил тут очень долгое время. К примеру, мечети ат-Таква и Куба. Сначала следует совершить омовение, потом посетить Кубу, сотворить там молитву. После этого отправится в мечеть ат-Таква. Также мужчины должны подняться на гору Джабаль. Именно там есть могилы семейства Мухаммеда, а также других верующих, которые погибли возле Ухуды, в битве.
Итак, зачем же посещать эти места, когда хадж уже завершен? Тут кроется одно из наставлений пророка, которое гласит, что совершающий хадж должен поприветствовать могилу его, в ответ он получит то же самое от самого Мухаммеда.
«хадж » – это устремление душой и телом в определенное место и время для выполнения специальных ритуальных действий. В данном случае таким местом является Священная Кааба и гора Арафат, расположенные на территории современной Саудовской Аравии. Что касается обозначенного Исламом отрезка времени для совершения хаджа, то это месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Действия, из которых состоит обряд паломничества, будут объяснены ниже.Пророк Мухаммад говорил: «Кто совершит паломничество и при этом не обмолвится ни одним плохим [несущим негатив] словом [за время пребывания на священных землях] и не совершит греха, тот вернется [домой] подобно только что родившемуся [то есть простятся ему все ранее совершенные прегрешения]» . В полной мере понять смысл данного пророческого изречения на уровне разума и сердца человек сможет, лишь окунувшись в атмосферу паломничества, физически и духовно приблизившись к истокам Единобожия, веры, жизни и вечности.
То, что происходит с верующим после паломничества (конечно же, если в нем имелась хоть малейшая душевная живость), трудно описать словами. Это надо пережить.
Совершение хаджа было вменено в обязанность мусульманам в конце 9 г. с момента переселения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину с ниспосланием аята: «…Паломничество к Дому [Священной Каабе] – долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать. А кто не верует [безбожный или верующий, который имеет возможность, но не выполняет предписание Творца], то воистину, Всевышний не нуждается ни в одном из миров. [Ему не нужны покорность или поклонение ангелов, джиннов либо людей. Это они нуждаются в Нем. Им искать пути к Нему, к Его милости и всепрощению]» (Св. Коран, 3:97). В связи с истечением периода хаджа в год ниспослания приведенного аята Пророк совершил его на следующий, десятый год по лунному календарю. И это было его единственное паломничество.
С тех пор приверженцы Ислама со всех уголков земного шара, независимо от их цвета кожи, политических взглядов и убеждений, отрешаются на время от мирской суеты, чтобы предстать перед Господом (Который трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем) на земле пророков, освещенной немеркнущим светом Священной Каабы, и обратиться к Нему с просьбой о милости.
Обязательность хаджа
Хадж является одним из столпов Ислама. Его совершение раз в жизни – неукоснительная обязанность каждого мусульманина в соответствии с вышеприведенными словами Всевышнего. Другим указанием на обязательность паломничества служат строки, обращенные к пророку Аврааму: «Объяви [Авраам] людям о [необходимости] паломничества [к храму], они [несмотря на расстояния, услышат тебя] придут и пешими, и на худощавых верховых животных [кто как сможет] из самых отдаленных уголков земли . Все это для того, чтобы (1) получили они с этого пользу [как мирскую, ведя параллельно торговые отношения, знакомясь с новыми людьми, так и вечную, совершая пред Господом миров соответствующие ритуалы на этой святой земле], (2) чтобы упоминали Творца в известные дни , (3) [поблагодарили Его и] за то, что дал им жертвенных животных (упоминали Его имя при заклании их), мясом которых они сами питаются и в обязательном порядке угощают нищих. А после пусть приведут себя в порядок [подстригут волосы и ногти, вымоются], исполнят обет [взятые на себя пред Богом обязательства, если были таковые] и совершат обход вокруг Каабы [так называемый «обход устремления» (таваф аль-ифада)]» (Св. Коран, 22:27–29).
Указанием Сунны на обязательность хаджа служит известное изречение Божьего посланника: «Ислам [религиозная составляющая жизни верующего] основывается на пяти столпах: свидетельстве того, что нет иного объекта поклонения, кроме Одного и Единственного Бога, и что Мухаммад – Его раб и посланник; выполнении молитвы-намаза ; выплате закята ; совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан» .
Ученые едины во мнении об обязательности совершения хаджа хотя бы раз в жизни. В качестве аргумента приводится следующий хадис. Абу Хурайра передал: «Обращаясь к нам с проповедью, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: «О люди, Всевышний вменил вам в обязанность хадж, так совершайте же его!» Один из присутствующих спросил: «Каждый год, о посланник Аллаха?» Пророк молчал, пока вопрошавший не повторил свой вопрос трижды, и лишь после этого произнес: «Если бы я сказал: «да», то [совершение хаджа ежегодно] стало бы обязательным, но вам это будет не под силу [да и нет такой необходимости]» . В другом повествовании от Ибн ‘Аббаса добавлено: «Кто совершит больше одного [хаджа], то это – дополнительное деяние [то есть такое возможно, за это воздастся из Божьей милости, но это не обязательно]» .
Условия, необходимые для действительности хаджа
1. Исповедание Ислама.
2. Здравость рассудка.
Хадж является недействительным, если он совершается немусульманином или тем, кто психически болен, не в своем рассудке, поскольку эти категории не входят в число тех, на которых наложены какие-либо обязательства мусульманской религиозной практики.
Условия, при которых
совершение хаджа становится обязательным
Совершение хаджа становится обязательным при наличии четырех общих для всех и двух специальных, дополнительных условий, касающихся женщин:
1. Исповедание Ислама.
2. Здравость рассудка.
3. Зрелость.
Посланник Аллаха произнес: «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется; ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия , и умалишенного, пока не обретет здравый рассудок» . Однако если малолетний ребенок, не достигший зрелости, совершит паломничество, это записывается ему как благое деяние, но не отменяет обязательности совершения полноценного хаджа в последующем при наличии соответствующих условий.
4. Возможность совершения хаджа.
Имеется в виду материальная возможность, а также – безопасность пути. В Коране сказано: «…Паломничество к Дому [Священной Каабе] – долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать» (Св. Коран, 3:97). Материальная возможность подразумевает отсутствие долгов, наличие необходимых жизненных условий на постоянном месте жительства (социальный и бытовой минимум), материальную обеспеченность семьи и других опекаемых на время отсутствия опекуна, совершающего хадж; наличие собственных средств на дорогу и для прохождения всех ритуалов хаджа
Возможна материальная протекция одного человека другому в вопросах паломничества, но принимать таковую не обязательно, наличие таковой не обязывает к отправке в хадж. Человек имеет право принять ее или же подождать обретения собственного материального достатка .
Хадж женщин
Относительно женщины действуют еще два условия.
Условие 1: сопровождение их в хадже близким родственником или мужем. В достоверном хадисе сказано: «Не разрешается [неэтично] женщине отправляться в путь, который длится три дня, не иначе как в сопровождении близкого родственника» . Отсутствие такого сопровождающего отменяет обязательность совершения хаджа для данной женщины. Кроме того, многое зависит и от согласия мужа .
Некоторые ученые, в числе которых богословы шафиитского мазхаба, допускают совершение женщиной паломничества с группой заслуживающих доверия женщин.
Условие 2: недопустимо для женщины совершать хадж в дни послеразводного периода (три месяца) или траура по случаю смерти мужа (четыре месяца и десять дней), во время которых она не имеет права вновь выходить замуж .
Время совершения хаджа
В Священном Коране сказано: «Паломничество (хадж) [совершается] в определенные [известные еще со времен Авраама] месяцы» (Св. Коран, 2:197) .
Ученые ханафитского и шафиитского мазхабов едины во мнении о том, что упомянутыми в Коране месяцами совершения хаджа являются Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Вместе с тем, они имеют разные точки зрения относительно десятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть дня жертвоприношения. Абу Ханифа, опираясь на хадис «День великого хаджа – это день жертвоприношения» , считал, что весь десятый день входит в месяцы хаджа. Имам аш-Шафи‘и утверждал, что месяцы хаджа подразумевают Шавваль, Зуль-Ка‘да и первые десять ночей месяца Зуль-хиджа, то есть они продолжаются до восхода утренней зари последнего десятого дня.
Микат
В переводе с арабского языка слово «микат» означает «предел, край, рубеж». В канонической терминологии «микат» – это определенное время и границы территории, предназначенные для вхождения в состояние ихрама. Ихрам, помимо того что это специальное одеяние, надеваемое паломником, это также и намерение, символизирующие особое состояние ритуальной чистоты.
Человек, вознамерившийся совершить хадж, пересекая микат, обязан войти в состояние ихрама и проговорить соответствующее намерение. При этом для мужчин существует определенное правило – им необходимо заблаговременно облачиться в одежду, состоящую из двух отрезов чистой белой полотняной материи. Один из них набрасывается на шею и плечи, а другим опоясываются . Для женщин такое условие отсутствует. Они одеваются в обычную для них одежду, соответствующую нормам одеяния женщины .
В случае пересечения миката без соблюдения упомянутых ритуалов (соответствующее одеяние и намерение паломника) человек обязан принести в жертву животное или вернуться к обозначенному месту для их восполнения. Вхождение паломника в состояние ихрама заблаговременно, до миката, например, в месте его постоянного пребывания, считается, по мнению всех богословов, допустимым. Богословы-ханафиты даже считают это наилучшим.
Микат жителей Мекки отличается от миката всех тех, кто живет за ее пределами. Проживающие на территории этого города входят в состояние ихрама для совершения хаджа в самой же Мекке. Что касается ‘умры, малого паломничества, то наилучшим микатом для его совершения, по мнению ученых ханафитов, является ат-Тан‘им, затем аль-Джи‘рана, после этого аль-Худайбия. Ученые же шафиитского мазхаба оговаривают следующую приоритетность местностей: аль-Джи‘рана, ат-Тан‘им, затем аль-Худайбия.
Для живущих за пределами Мекки, желающих совершить хадж или ‘умру существует пять микатов соответственно всем ее сторонам :
Микат жителей Медины – Зуль-хулейфа (Эбар ‘алий);
Микат жителей Сирии, Египта и Марокко – аль-Джухфа;
Микат жителей Ирака и некоторых других восточных стран – Зату ‘ирк;
Микат жителей Йемена и Индии – Ялямлям;
Микат жителей Наджда и Кувейта – Карн аль-маназиль.
Любой, кто вознамерился совершить хадж или ‘умру, при пересечении одного из данных микатов обязан войти в состояние ихрама. К примеру, паломник, летящий самолетом через Амман или из Аммана, входит в состояние ихрама, ориентируясь на аль-Джухфу. Для этого за 15 минут до подлета к данной местности в самолете делается специальное объявление, после которого паломник, заранее облачившийся в одежду ихрама, готовится к произнесению намерения совершить хадж или ‘умру.
Что касается тех, кто проживает на территории между Меккой и микатом, то для них местом вхождения в ихрам является их же дом.
Основное и малое паломничества
Основное паломничество – хадж – совершается лишь в определенное время (месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю) и с соблюдением свойственных ему ритуалов, которые будут описаны ниже.
Малое паломничество – ‘умра – может быть совершено в любое подходящее для верующего время, имеет набор отличных от хаджа ритуальных действий.
В тексте хадиса употреблено слово «мабрур», переводимое как «добрый, хороший», «благочестивый». То есть паломничество, к которому не примешались грехи, проступки, ругань или иные скверные действия.
Подробнее см., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 5. Ч. 9. С. 118, 119, пояснение к хадису № 437 (1349).
Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 4. С. 761, хадис № 1773; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 353, хадис № 5733, «сахих».
Шариат – комплекс Божьих предписаний (на основе Корана и Сунны), растолкованных богословами и касающихся положений веры и норм религиозной практики.
См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 119, хадис № 438 (1350).
Текст относится к тем временам, когда не было иных форм передвижения. Что касается нашего времени, то искусственное отягощение себя способом передвижения не является правильным, а, наоборот, относится к порицаемым действиям, порой и к греховным. На этот счет имеется немалое количество аятов и хадисов.
Сегодня актуально и канонически верно использовать современные достижения науки и техники в облегчение передвижения и физических нагрузок и в высвобождение сил для духовного и интеллектуального настроя на столь ответственное и раз в жизни происходящее событие. Имея возможность лететь на самолете, правильным с канонической точки зрения будет именно это, а не передвижение на вьючных животных или пешим ходом. См.: Ат-Тирмизи М. Джами‘ ат-тирмизи. С. 250, хадис № 1423, «сахих».
Также см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 332, 336.
См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 339; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 306.
Протекция – покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-либо, содействующая устройству чьих-либо дел.
См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 340, 341.
Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 217, хадис № 1087.
См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 339.
Как быть в ситуации, когда время хаджа совпадет с периодом регул, и женщина не может (не вправе) молиться и поститься? Такого рода ситуация была с ‘Аишей, супругой Пророка. Она расстроилась, предположив, что из-за регул, начавшихся у нее, не сможет совершить паломничество (по причине нарушения ритуальной чистоты). Но посланник Всевышнего разъяснил ей неверность такового вывода и сказал: «Совершай все действия, которые совершают паломники (в обычном порядке выполняй все положения паломничества), кроме тавафа (ритуального обхода вокруг Каабы). Таваф ты совершишь после того, как очистишься (по завершении менструального кровотечения и после совершения полного омовения, необходимого для приобретения ритуальной чистоты)». См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 537, хадис № 305.
Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 571.
Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 224, хадис № 1945, «сахих».
При намерении войти в состояние ихрама мужчина должен освободиться от любого вида одежды и облачиться в два куска полотняной ткани, до которой не дотрагивалась игла (т.е. она не была прошита). Также запрещено надевать обувь, скрывающую пальцы ног.
О нормах одеяния женщины см.: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 6-е изд. С. 322–325.
Хадис от Ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса, Джабира и др.; св. х. аль-Бухари, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: Ат-Тирмизи М. Джами‘у ат-тирмизи. С. 155, хадис № 831, «сахих».
Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 296, хадис № 1524, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 461, хадис № 1181. См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 462, хадис № 1183.
- Приставы имеют право на арест субсидии Арест субсидии за коммунальные услуги
- Как доказать что алименты платились?
- Основные принципы составления алгоритмов
- Правила составления рекомендательного письма на английском языке для устройства на работу и образец документа для скачивания Рекомендательное письмо для продавца на английском