Кто кого «кормил» в ссср…. К вопросу о том, кто кого кормил в ссср Кто кого кормил
На этой неделе в России отметили 24-ю годовщину неудавшейся попытки части советской элиты спасти СССР, более известной как ГКЧП, или «путч 19 августа». Этот переворот, в сущности, только приблизил крушение Союза. Между тем споры об СССР, в частности - о советской экономике, не утихают как среди простых интернет-пользователей, так и в публицистике. Помимо разговоров о том, когда колбаса была лучше и доступнее, ключевой темой подобных дискуссий является извечное «кто кому больше обязан».
Известно, что СССР - по крайней мере, в начале своего существования, - был исключительно бедным государством. Что неудивительно: революции, гражданские войны и полная смена экономической модели не проходят бесследно. Однако бедность бедности рознь. Если в РСФСР и западных областях все же существовала какая-никакая промышленность, гражданская инфраструктура, образование и здравоохранение, то на южных окраинах зачастую не было и этого.
В связи с этим Страна Советов с самого начала предпринимала титанические усилия по выравниванию дисбаланса. Помимо объективной необходимости наладить хозяйство на всей государственной территории, существовала еще и идеология, заключавшаяся в требовании коммунистических властей компенсировать «колониальное прошлое» и «угнетение», которым подвергалось население некоторых союзных республик. Именно в СССР, а вовсе не в США, родилась практика «положительной дискриминации» (affirmative action). В чем именно заключалось экономическая составляющая «угнетения», советские идеологи не рассказывали, но меры по ускоренному развитию отстающих территорий предпринимались.
Конкретные идеологические колебания (будь то борьба с «великорусским шовинизмом» или «буржуазным национализмом» окраин) мало влияли на общее региональное планирование экономической политики. Так, в 1920-е годы первый секретарь Закавказского крайкома ВКП (б) Григорий Орджоникидзе говорил: «Советская Россия, пополняя наш (Грузинской ССР) бюджет, дает нам в год 24 миллиона рублей золотом, и мы, конечно, не платим ей за это никаких процентов. Армения, например, возрождается не за счет труда собственных крестьян, а на средства Советской России».
К этому стоит добавить, что зачастую советизация экономики на многих территориях проходила по более мягкому сценарию. В Закавказье, Средней Азии, Прибалтике, на Западной Украине часто сохранялись «пережитки» традиционных экономических отношений, действовало больше элементов рынка по крайней мере в сельском хозяйстве.
Данные по межреспубликанскому платежному балансу в ранний советский период в целом достаточно фрагментарны. Гораздо лучше историками изучено время, непосредственно предшествовавшее падению советского строя. Так, ученые Александр Гранберг и Виктор Суслов уже в 90-е годы оценили финансовые и товарные потоки внутри СССР и пришли к интересным выводам.
Сразу следует оговориться, что цены в СССР устанавливались директивно. На это влияла как общая политика руководства государства, так и лоббистская деятельность отдельных отраслей и территорий. Товары народного потребления зачастую стоили намного дороже, чем на мировом рынке. В то же время на некоторую продукцию, включая энергоносители, цены занижались. Причем не только внутри страны, но и для ближайших партнеров, в первую очередь - стран СЭВ. Неудивительно, что СССР остался в итоге им должен. В свое время, уже находясь на пенсии, экс-министр иностранных дел Вячеслав Молотов назвал предложение торговать с ГДР по рыночным ценам «национализмом». Но это отдельная тема, нас же больше интересует то, что происходило в самом Советском Союзе.
Итак, по данным Гранберга и Суслова (этот источник в числе прочих приводит и Егор Гайдар в своей «Гибели империи»), только две республики на 1989 год имели положительный торговый баланс (имеется в виду соотношение экспорта и импорта внутри страны и за рубеж) - Азербайджан и Белоруссия. Остальные же, и прежде всего Россия, Казахстан и Украина, находились в жестком минусе. Но это если считать в советских директивных ценах. Мировые цены дают совершенно другую картину.
Так, РСФСР вывозила товаров за свои пределы на 32,6 миллиарда инвалютных рублей. Благодаря этому она была практически единственной республикой в СССР, имевшей положительный баланс по этой статье. Второй, как и в случае с оценкой по внутренним ценам, был Азербайджан (550 миллионов рублей). Самый значительный минус был у Казахстана (более 7 миллиардов рублей), Украины (6,5 миллиарда) и Узбекистана (4 миллиарда).
Что касается чисто внутригосударственных связей, то и здесь в плюсе оставались две республики. Россия свое место сохраняла, но на второй позиции вместо Азербайджана была Туркмения. В общем, это и неудивительно с учетом того, что обе республики являлись нефтегазовыми, а топливо, как уже говорилось, продавалось по заниженным ценам. Больше всего приходилось импорта на Казахстан и Узбекистан, за ними следовала Украина. Разумеется, весь этот баланс благополучно списывался, так как товары и услуги поставлялись не в кредит.
Еще интереснее посмотреть, во сколько обходились межреспубликанские трансферты гражданам каждой из республик в 80-е годы. Фактически каждый россиянин дотировал СССР на 209 рублей, что составляет сумму, превышающую тогдашнюю среднемесячную зарплату. Туркмены платили около 11 рублей, остальные же деньги получали. Рекордсменом здесь оказалась Литва (почти 1000 рублей на душу), далее следуют Эстония (800 рублей) и Казахстан (400 рублей). Украинец находился в минусе на 56 рублей в год, белорус - на 200 рублей.
Нельзя сказать, что такой дисбаланс совсем не вызывал противодействия со стороны властей РСФСР. Так, председатель Совмина России Михаил Соломенцев (ранее секретарь ЦК по тяжелой промышленности) рассказывал: «Когда... Брежнев рекомендовал меня на должность... я поставил лишь одно условие: перестать затюкивать Россию. Леонид Ильич, помнится, не понял меня, спросил: "Что значит затюкивать?" Я объяснил: отраслевые отделы ЦК и союзное правительство напрямую командуют российскими регионами и конкретными предприятиями, руководствуясь больше интересами союзных республик, чем самой России, Госплан также ставит во главу угла интересы союзных республик, оставляя России лишь крохи с общесоюзного стола».
Вслед за этим ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства нечерноземной зоны РСФСР». Но отдельные программы принципиально ничего изменить не могли. Дело было еще и в том, что партийные органы союзных республик, как правило, имели куда более широкие возможности для лоббирования собственных интересов.
Возмущение несправедливой советской системой выражали и обычные люди в республике-метрополии. В конце 80-х призывы «хватит кормить (нужное подставить)» в России раздавались столь же часто, сколь и в любом другом советском квазигосударственном образовании. Рост национализма был неизбежен, ведь русские, видя пустые полки в провинциальных городах и относительное (по советским меркам) изобилие товаров в Москве и некоторых других республиках, чувствовали себя обделенными. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда «колонией империи» психологически ощущали себя все ее граждане, вне зависимости от конкретной территории.
В конечном итоге все завершилось так, как и должно было завершиться. Советская модель оказалась полностью нежизнеспособной как экономически, так и политически. «Задабривание» союзных республик дотациями без решения общегосударственных экономических проблем оказалось совершенно бесполезным - в 1991 году большинство из них проголосовало ногами за выход из единой страны. И РСФСР была одной из первых.
Сегодня разница ВВП на душу населения между Россией и Таджикистаном составляет 13 раз, с Киргизией она превышает 11 раз. Разница между Россией с одной стороны и Азербайджаном, Белоруссией, Туркменией - примерно двукратная, с Украиной и Арменией - четырехкратная. Столь же существенно отличаются и зарплаты занятых вне сельского хозяйства граждан, в 80-е годы вполне сопоставимые. В конечном итоге получается, что долгосрочный экономический ущерб от развала СССР для России оказался не так и велик, как это принято считать (хотя масштаб подлинной социальной катастрофы до сих пор адекватно не оценен).
Советский пример экономической организации государства - хороший урок на будущее. Например, в отношении интеграции, которую вне зависимости от конкретных условий всегда почему-то считают абсолютным благом, а само слово зачастую обретает характер магической мантры (как в свое время «приватизация»). По факту же не каждая интеграция однозначно приносит выгоду. И даже рыночная экономика не гарантирует успешность объединительного проекта. После 2008 года «вдруг» выяснилось, что в ЕС существуют Север и Юг в лице PIGS (Португалия, Италия, Греция, Испания). И сейчас греки возмущаются тем, что Брюссель отправил их в долговое рабство, а немцы недовольны необходимостью раз за разом платить за нахлебников. Реальную же выгоду от такой несбалансированной системы получают лишь лоббисты - в конкретных отраслях.
В связи с часто возникающим в головах некоторых историков и представителей интеллигенции мифом о том, как бедные и несчастные национальные республики были обобраны русскими и РСФСР, как трудясь сутками, голодая, они из последних сил кормили русских, я решил таки поставить жирную точку в их домыслах. На чем основываются обычно утверждая это? Я не знаю. Они сами тоже, но всегда отвечают, что: «Все это знают!». Все, да не все. Возьмем для примера «самых замученных русскими оккупантами» - эстонцев.
Как известно, сами эстонцы активно занимались воплощением коммунистической идеологии в жизнь, и коммунистов среди эстонцев было огромное количество, если сравнить с некоторыми другими республиками СССР, больше чем у эстонцев, коммунистов на душу населения, было лишь у грузин…
Так может из-за приверженности коммунистической идеологии они снимали со своего ребенка последнюю рубашку и отдавали ее оккупантам? Или приходила русская продразверстка из Владимира или Саратова и резала последнюю свинью или корову на эстонском хуторе, увозя из Эстонии все до последней крошки? Жировали русские при СССР, а национальные республики голодали?
Вообщем-то так и было…. Только с точностью до наоборот. Как коммунисты начали с уничтожения и закабаления русского крестьянства и рабочих, так и продолжали, вплоть до распада СССР…
Читайте и сопоставляйте реальность которую вы видели своими глазами и факты статистики из статистических сборников СССР, которые я вам сейчас приведу! Ну что, как говорится - релакс энд энджой! Поехали!
Сальдо межреспубликанского и внешнеэкономического товарообмена в мировых ценах в 1988 г. (млрд. руб.) (Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России .- М.: РОССПЭН, 2006.- 440с.- С.299 (*))
Уже впечатляет? Из таблицы, объясню, чтобы сразу отмести любые инсинуации прибалтийских товарищей и им сочувствующих, мы видим, что РСФСР на 30 840 000 000 рублей производила больше, нежели потребляла. Из года в год, 45 лет… И так же, 45 лет Эстония потребляла больше минимум на 1 390 000 000 рублей, чем производила…
Чего-то миф не подтверждается… А может быть, проклятые русские вывозили все подчистую из Эстонии? Причем, в обход статистики? Надо же! Оказывается, в Госплане знали с 1940 года, что Эстонские сепаратисты наберут силу с помощью коммунистов и отхватив неслабый кусок России, незаконно выйдут из Состава СССР и поэтому подделывали статистику! Что-то не особо верится…
А вот как это выглядело в распределении денег НА ОДНОГО ЖИТЕЛЯ республики из общего бюджета СССР, в который, как мы видели, основной взнос делала РСФСР:
Неплохо жили, да? У каждого русского в год забирали 209 рублей, а каждому эстонцу выплачивали нахаляву 812 рублей, на которые он не наработал. Обирали проклятые коммунисты, конечно… Но вот только кого?
Интересный факт состоит в том, что из таблицы видно, что чем МЕНЬШЕ в республике проживало русских. тем БОЛЬШИЕ дотации получала республика в пересчете на одного человека. Русские и их потребности оценивались по другой шкале. По «справедливой» - коммунистической.
Интересные таблицы? А главное правдивые. Взяты из официальной статистики СССР…
А вот еще несколько фактов, которые знали ВСЕ в СССР:
1. «Бессмысленно работать лучше, - откровенно говорил бывший Председатель Госплана Эстонской ССР Р. Отсасон, - зато большой смысл имеет составлять письма о помощи. Важно уметь выпросить деньги, продовольствие, корма, товары, что угодно, - это более важно, чем уметь делать их».
Этот принцип Эстония практикует и сегодня. Правда доит уже Германию. Долго ли? Немцы не такие дураки, как русские. Да и в войне они проиграли, приходится какое-то время, скрепя зубы платить, пока геополитическую силу и независимость не приобрели…
2. Говорит октора экономических наук В. Милосердов: «несмотря на то, что основная часть газа добывалась в других районах страны, прибалтийские сёла по газификации существенно опережали российские. К моменту выхода прибалтов из Союза практически все сёла Прибалтики, да и Западной Украины и Закавказья были газифицированы.
Образовалась огромная дифференциация между союзными республиками в размерах ассигнований из госбюджета, в объеме поставок материально-технических ресурсов, в выделении валюты, импортных товаров и в других сферах. И, как следствие, - в уровне жизни между республиками»
Факт не требующий доказательств. Достаточно посмотреть вокруг - в Эстонии газифицированы при Советах даже отдельно стоящие собачьи будки, а в России и сегодня тысячи даже подмосковных сёл ждут, когда к ним придет газ. А что уж говорить о российской глубинке…
3. А вот что написали академики-экономисты Т.С. Хачатуров и Н.Н. Некрасов - выдержка из их совместного письма министру газовой промышленности СССР С.А. Оруджеву, от 16 ноября 1977 г.: «РСФСР в последние 10 лет постоянно ущемляется в выделении разнообразных централизованных ресурсов: их всё больший объем выделяется другим республикам, хотя контроль за использованием в тех республиках выделяемых ресурсов ослабевает и становится формальным. Более того: даже из того, что выделяется для РСФСР, затем весьма часто изымается из её фондов. Проявляется также неблагоприятная тенденция замораживания не только капиталовложений, но и разнообразных природных ресурсов на территории РСФСР, в то время как всё больший объем того и другого, соответственно, направляется и осваивается в других республиках. Последние требуют для себя увеличения и капиталовложений, и поставок по импортным линиям (лимитам), что, в отличие от большинства таких же заявок от РСФСР, удовлетворяется. Сохранение такой ситуации повлечёт за собой… необратимые диспропорции в социально-экономическом развитии и ресурсном обеспечении регионов всего СССР…»
4. В 1950-1980-х годах уровень зарплат и других социальных выплат в большинстве союзных республик был на 30-45% выше, чем в России (РСФСР). Скажем, уборщица в Таллине, в 1970 -1980-х, получала не меньше 100 рублей чистыми, в то время, как «среднестатистический» российский инженер в РСФСР, чистыми, едва набирал 120 руб. А вот уровень розничных цен в РСФСР был выше на 20, а то и на 40% в сравнении с большинством других союзных республик…
5. 21 мая 1947 года в «закрытом» постановлении ЦК ВКП (б) предписывалось замедлить темпы коллективизации сельского хозяйства в Прибалтике, Западной Украине, Западной Белоруссии и бывших финляндских районах Карело-Финской ССР. Что и выполнялось вплоть до развала Советского Союза (см. «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам», т. 3, М., 1968). В результате, к концу 1980-х свыше 70% товарной сельхозпродукции в этих регионах, а также 60% - в республиках Закавказья и во многих регионах Средней Азии - производили и сбывали юридически или фактически частные хозяйства. Отметим, в этой связи, что только в РСФСР состоялась повсеместная коллективизация сельского хозяйства. И только РСФСР в середине 1950 - середине 1980-х испытала на себе такие, например, эксцессы, как повсеместная ликвидация религиозных учреждений, причём в основном православных; повсеместное устранение так называемых «неперспективных» деревень; повсеместные насаждение «хрущевской» кукурузы и изъятия скота с домашней птицей из личного пользования колхозников и работников совхозов. Те же РСФСР и Белоруссия, в сравнении с другими союзными республиками, получали меньше всего сельхозтехники и госбюджетных денег на обустройство сельского и городского жилья, как и на развитие других отраслей.
6. Квартплата в РСФСР всегда была дороже, чем в большинстве других союзных республик. Даже официальные нормативы жилой площади в РСФСР были меньше, чем для Прибалтики, Закавказья, Западной Украины, столичных городов республик Средней Азии, Северного Кавказа, Татарии, Башкирии… И прежде всего из РСФСР, а также из Белоруссии переводились колхозы и совхозы, вместе с их кадрами, техникой, семенным фондом и животноводческим поголовьем в другие республики. По имеющимся данным, свыше 150 колхозов и совхозов было переведено на казахстанскую целину исключительно русских территорий - т. е. не из автономий РСФСР, а также из Белоруссии и Восточной Украины (см., например, Д.И. Коркоценко, В.И. Куликов «КПСС в борьбе за дальнейшее развитие сельского хозяйства (1946-1958 гг.), М., «Высшая школа», 1974). Кроме того, почти для всех союзных республик - кроме РСФСР и Белоруссии - гласно и негласно снижались плановые задания.
7. Что касается насыщения СССР потребительским импортом, - соответствующие решения политбюро ЦК КПСС и президиума Совмина СССР 1959, 1963, 1978 и 1983 гг. предусматривали строгую очерёдность: импорт потребительских товаров направлять прежде всего в неславянские союзные республики и в Западную Украину; затем в Белоруссию, остальную Украину, автономные республики РСФСР, причем в первую очередь - в северокавказские. Потом - в национально-автономные области и округа РСФСР. Именно в упомянутой последовательности. И лишь после всего этого, т.е. по «остаточному принципу», - на остальную, официально русскую территорию РСФСР…
8. На все товары «союзных» Прибалтики и Закавказья советским государством всегда назначались самые высокие в РСФСР цены, в том числе госзакупочные... Причем, как и в других отраслях прибалтийских союзных республик, минимум 60% доходов портовой отрасли оставалось в их же собственном распоряжении. На уровне 40-55% был этот показатель для портов и других отраслей Закавказья, Средней Азии, Молдавии и Западной Украины. А вот РСФСР и Белоруссии таких льгот не было, правда, за исключением северокавказских автономий РСФСР.
см., например, «Вопросы совершенствования перевозок скоропортящихся продуктов», М., Институт комплексных транспортных проблем при Госплане СССР, вып. 28, М., 1972)
Факты, факты, факты…. Каждый из нас все это видел своими глазами. Все помнят, что отвечали эстонские бездельники на зарплате, когда их спрашивали «Когда работать будете?»... Помним - «А пусть русские работают, гы.» - отвечали коммунисты - эстонцы…
Так вот, господа эстонцы, зачем выдумывать глупые мифы, когда вам есть, чем гордиться? Вы смело можете заявлять, что вот, мол, мы не только позанимали все руководящие и партийные должности, проникли массово в Компартию, доили русских лохов десятилетиями и в ус не дули! И с успехом продолжаете это делать сейчас… Вот какие вы хитрые, умные и ловкие. А русские терпилы и лохи. Как были, так и остались. Чем вам не национальная идея для гордости?
«Имперская Россия»
«Русские колонизаторы врывались в аулы, кишлаки и хутора, оставляя
за собой школы, больницы, библиотеки, театры и университеты»
Рассуждая о своей стране, её непростом настоящем и неясном будущем, хорошо бы отталкиваться не столько от своих мечтаний о лучшей жизни (чего очень хочется), а от реальности. Молдова в советское время была страной, которая для многих была привлекательна относительно высоким уровнем жизни. Повезло нам тогда. И это было возможно исключительно благодаря донорской помощи России.
Сравнивая средний уровень жизни в Молдове сегодня с тем, который был на момент распада СССР, надо признать, что его не удалось ни повысить, ни даже сохранить. Сегодня Молдова - самая бедная страна в Европе. В ближайшем будущем, какой бы курс, не выбрала страна, имеет смысл учитывать, что ближайшее будущее наше простым не будет.
Я не знаю, кто бы просто так (безо всяких условий, даром, безвозмездно) стал бы вкладывать ресурсы в Молдову. В Евросоюзе денег свои деньги ценят, их разумно вкладывают, но не сорят ими, а во время кризиса и подавно.
Про наше донорское советское прошлое можно почитать ниже. И подумать есть над чем.
И учиться быть реалистами.
Умерить свои нереалистичные амбиции.
И помнить, что принимая помощь, мы теряем часть своих свобод (это не всегда плохо, но не на всё надо соглашаться)
Никто не должен и не будет просто так о нас заботиться, как родные мама и папа.
И пора думать про своё будущее более ответственно.
Молдова не такой лакомый кусок, как Украина, за которым выстроится очередь, чтобы конкурировать за него.
«Имперская Россия»
«Колониализм имперской России» всегда принципиально отличался от западного понимания колониализма -Россия всегда больше отдавала , чем получала. И в этом смысле Россия была скорее «антиимперией», чем «империей». Если Запад просто грабил территории, скупая при этом местные элиты, то Россия предпочитала долгий путь экстернационализма, налаживая промышленную и социальную инфраструктуру, накормила и напоила людей, надежно вовлекая местных лидеров в общегосударственный административный слой. Русские вложились в модернизацию хозяйства аграрных провинций и заплатили за это огромную цену.
С тезисом о «беспощадной эксплуатации окраин» союзным центром плохо вяжется факт, что их экономика вплоть до распада СССР была дотационной, причем в отдельные годы дотации достигали ¾ республиканских бюджетов. Достаточно взглянуть на цифры, приведенные Е. Гайдаром , которого сложно подозревать в «имперскости» и русофильстве, раскрывающие систему дотаций в СССР.
Сальдо межреспубликанского и внешнеэкономического товарообмена в мировых ценах в 1988 г. (млрд. руб.)
Республика | Межресп. обмен | Внешнеэк. обмен | Всего |
Россия | +23,88 | +6,96 | +30,84 |
Украина | -1,57 | -1,32 | -2,89 |
Казахстан | -5,94 | -0,64 | -6,58 |
Белоруссия | -1,59 | -0,46 | -2,05 |
Узбекистан | -2,63 | +0,09 | -2,54 |
Азербайджан | -0,24 | -0,21 | -0,45 |
Литва | -3,33 | -0,36 | -3,69 |
Грузия | -1,61 | -0,30 | -1,91 |
Молдавия | -2,22 | -0,41 | -2,63 |
Латвия | -0,99 | -0,32 | -1,31 |
Армения | -1,06 | -0,31 | -1,37 |
Киргизия | -0,54 | -0,52 | -1,06 |
Эстония | -1,06 | -0,24 | -1,30 |
Таджикистан | -1,20 | +0,08 | -1,12 |
Туркмения | +0,1 | -0,06 | +0,04 |
А вот как выглядят -
межреспубликанские дотации в СССР в пересчете на душу населения
Республика | Население, млн (1989) | Рублей на чел. |
Россия | 147,4 | -209 |
Украина | 51,7 | 56 |
Казахстан | 16,5 | 399 |
Белоруссия | 10,2 | 201 |
Узбекистан | 19,9 | 128 |
Азербайджан | 7,0 | 64 |
Литва | 3,7 | 997 |
Грузия | 5,4 | 354 |
Молдавия | 4,3 | 612 |
Латвия | 2,7 | 485 |
Армения | 3,3 | 415 |
Киргизия | 4,3 | 246 |
Эстония | 1,6 | 812 |
Таджикистан | 5,1 | 220 |
Туркмения | 3,5 | -11 |
Обращает на себя внимание соотношение уровня дотаций со степенью текущей враждебности к России. В хоре, поющем об «имперских амбициях России» и «тяжких последствиях российской оккупации» особенно примечательны голоса элит Грузии, Молдавии, всех Прибалтийских республик и сельскохозяйственной Западной Украины...
Как вы знаете, в России существуют дотационные и донорские регионы и субъекты федерации. Дотационные живут за счет дотаций, которые поступают от донорских регионов.
Так вот, в СССР существовала подобная система, когда одни союзные республики жили за счет других. В 1990 г. дотации достигали 443,633 млрд. дол. (в ценах 2012 г.) и формировались преимущественно РСФСР (97,719 %) и в небольшой степени тремя прибалтийскими республиками. Все остальные республики были дотационными, кроме Туркменистана, в котором дотации были мизерные, а в определенные годы он даже был донором.
В относительных показателях наиболее донорскими республиками были
Литва (отдавала в союзную копилку 15,06 % ВВП) и
Россия (14,911 %),
а самыми дотационными - Киргизия (получала дополнительно к первичному ВВП ещё 179,541 %),
Армения (170,39 %),
Узбекистан (165,337 %),
Молдавия (145,718 %).
Нашел весьма познавательную информацию о соотношении производства и потребления в республиках СССР. Я встречал эти данные и раньше, а сейчас решил зафиксировать для памяти.
Таблица данных по республикам. Верхняя цифра -- производство, нижняя -- потребление ВВП на душу населения в год в тыс. долларов США (данные взяты из газеты "Советская Россия", 1992 г., ном. 98, 99, 100)
Республика | 1985 | 1987 | 1989 | 1990 |
РСФСР | 14,8 12,5 | 15,8 13,3 | 17,5 12,8 | 17,5 11,8 |
Белоруссия | 15,1 10,4 | 16,1 10,5 | 16,9 12,0 | 15,6 12,0 |
Украина | 12,1 13,3 | 12,7 13,2 | 13,1 14,7 | 12,4 13,3 |
Казахстан | 10,2 8,9 | 10,9 10,4 | 10,8 14,8 | 10,1 17,7 |
Узбекистан | 7,5 12,0 | 7,2 13,9 | 6,7 18,0 | 6,6 17,4 |
Литва | 13,0 23,9 | 14,6 22,2 | 15,6 26,1 | 13,0 23,3 |
Азербайджан | 11,0 7,4 | 10,8 12,7 | 9,9 14,0 | 8,3 16,7 |
Грузия | 12,8 31,5 | 12,8 30,3 | 11,9 35,5 | 10,6 41,9 |
Туркмения | 8,6 13,7 | 8,8 18,8 | 9,2 20,0 | 8,6 16,2 |
Латвия | 17,0 22,6 | 17,3 19,0 | 17,7 21,7 | 16,5 26,9 |
Эстония | 15,4 26,0 | 17,6 27,8 | 16,9 28,2 | 15,8 35,8 |
Киргизия | 8,3 8,8 | 7,8 10,2 | 8,0 10,1 | 7,2 11,4 |
Молдавия | 10,5 12,8 | 11,2 13,5 | 11,6 15,8 | 10,0 13,4 |
Армения | 12,7 32,1 | 12,4 30,1 | 10,9 30,0 | 9,5 29,5 |
Таджикистан | 6,5 10,7 | 6,2 9,5 | 6,3 13,7 | 5,5 15,6 |
Как видно, донорами были две республики: РСФСР и Белоруссия. Только они потребляли меньше, чем производили, поскольку часть их доходов изымалась для дотаций других республик. При этом наибольший разрыв между производством и потреблением приходится на долю Грузии (потребление в 4 раза превышало производство), Армении и Таджикистана (3-кратный разрыв между производством и потреблением).
А вот ещё одна любопытная табличка. Она взята из CIA The World Factbook . ЦРУ исходит из данных покупательной способности, публикуемых Программой международных сравнений ООН, и оценивает ВВП бывших советских республик следующими цифрами:
ВВП в 2000 г. в млрд. долл. Total Per | ВВП в 2002 г. в млрд. долл. Total Per |
|||
РФ | 1 120 | 7700 | 1409 | 9700 |
Украина | 189,4 | 3850 | 218 | 4500 |
Казахстан | 85,6 | 5000 | 120 | 7200 |
Белоруссия | 78,8 | 7500 | 90,2 | 8700 |
Узбекистан | 60,0 | 2400 | 66,1 | 2600 |
Литва | 26,4 | 7300 | 30,1 | 8400 |
Азербайджан | 23,5 | 3000 | 28,6 | 3700 |
Грузия | 22,8 | 4600 | 16,1 | 3200 |
Туркмения | 19,6 | 4300 | 31,3 | 6700 |
Латвия | 17,3 | 7200 | 21,0 | 8900 |
Эстония | 14,7 | 10 000 | 15,5 | 11000 |
Киргизия | 12,6 | 2700 | 13,9 | 2900 |
Молдавия | 11,3 | 2500 | 11,5 | 2600 |
Армения | 10,0 | 3000 | 12,1 | 3600 |
Таджикистан | 7,3 | 1140 | 8,5 | 1300 |
Видно, что в 2002 г. Российская Федерация, где живет около половины населения бывшего СССР, производила более, чем в 2 раза больший ВВП, чем все остальные республики б. СССР вместе взятые. Это тоже хорошая иллюстрация на тему, кто кого кормил.
Надо бы также поискать более свежие данные, чтобы сравнить с сегодняшней ситуацией. Может и сделаю когда-нибудь.
УПД. Пожалуй, следует оговорить, что не следует слишком серьёзно относиться к абсолютным цифрам из первой таблицы. Расчёт паритета покупательной способности вещь далеко не очевидная, к тому же я подозреваю, что долларовые цифры были получены из рублей простым делением на 0.68:)
Но в данном случае это не имеет значения, поскольку таблицу следует использовать только для сравнения республик СССР между собой (а для них все числа считались по единой методике).
«Русские колонизаторы врывались в аулы, кишлаки и хутора, оставляя
за собой школы, больницы, библиотеки, театры и университеты»
Рассуждая о своей стране, её непростом настоящем и неясном будущем, хорошо бы отталкиваться не столько от своих мечтаний о лучшей жизни (чего очень хочется), а от реальности. Молдова в советское время была страной, которая для многих была привлекательна относительно высоким уровнем жизни. Повезло нам тогда. И это было возможно исключительно благодаря донорской помощи России.
Сравнивая средний уровень жизни в Молдове сегодня с тем, который был на момент распада СССР, надо признать, что его не удалось ни повысить, ни даже сохранить. Сегодня Молдова - самая бедная страна в Европе. В ближайшем будущем, какой бы курс, не выбрала страна, имеет смысл учитывать, что ближайшее будущее наше простым не будет.
Я не знаю, кто бы просто так (безо всяких условий, даром, безвозмездно) стал бы вкладывать ресурсы в Молдову. В Евросоюзе денег свои деньги ценят, их разумно вкладывают, но не сорят ими, а во время кризиса и подавно.
Про наше донорское советское прошлое можно почитать ниже. И подумать есть над чем.
И учиться быть реалистами.
Умерить свои нереалистичные амбиции.
И помнить, что принимая помощь, мы теряем часть своих свобод (это не всегда плохо, но не на всё надо соглашаться)
Никто не должен и не будет просто так о нас заботиться, как родные мама и папа.
И пора думать про своё будущее более ответственно.
Молдова не такой лакомый кусок, как Украина, за которым выстроится очередь, чтобы конкурировать за него.
«Имперская Россия»
«Колониализм имперской России» всегда принципиально отличался от западного понимания колониализма -Россия всегда больше отдавала , чем получала. И в этом смысле Россия была скорее «антиимперией», чем «империей». Если Запад просто грабил территории, скупая при этом местные элиты, то Россия предпочитала долгий путь экстернационализма, налаживая промышленную и социальную инфраструктуру, накормила и напоила людей, надежно вовлекая местных лидеров в общегосударственный административный слой. Русские вложились в модернизацию хозяйства аграрных провинций и заплатили за это огромную цену.
С тезисом о «беспощадной эксплуатации окраин» союзным центром плохо вяжется факт, что их экономика вплоть до распада СССР была дотационной, причем в отдельные годы дотации достигали ¾ республиканских бюджетов. Достаточно взглянуть на цифры, приведенные Е. Гайдаром , которого сложно подозревать в «имперскости» и русофильстве, раскрывающие систему дотаций в СССР.
Сальдо межреспубликанского и внешнеэкономического товарообмена в мировых ценах в 1988 г. (млрд. руб.)
Республика | Межресп. обмен | Внешнеэк. обмен | Всего |
Россия | +23,88 | +6,96 | +30,84 |
Украина | -1,57 | -1,32 | -2,89 |
Казахстан | -5,94 | -0,64 | -6,58 |
Белоруссия | -1,59 | -0,46 | -2,05 |
Узбекистан | -2,63 | +0,09 | -2,54 |
Азербайджан | -0,24 | -0,21 | -0,45 |
Литва | -3,33 | -0,36 | -3,69 |
Грузия | -1,61 | -0,30 | -1,91 |
Молдавия | -2,22 | -0,41 | -2,63 |
Латвия | -0,99 | -0,32 | -1,31 |
Армения | -1,06 | -0,31 | -1,37 |
Киргизия | -0,54 | -0,52 | -1,06 |
Эстония | -1,06 | -0,24 | -1,30 |
Таджикистан | -1,20 | +0,08 | -1,12 |
Туркмения | +0,1 | -0,06 | +0,04 |
А вот как выглядят -
межреспубликанские дотации в СССР в пересчете на душу населения
Республика | Население, млн (1989) | Рублей на чел. |
Россия | 147,4 | -209 |
Украина | 51,7 | 56 |
Казахстан | 16,5 | 399 |
Белоруссия | 10,2 | 201 |
Узбекистан | 19,9 | 128 |
Азербайджан | 7,0 | 64 |
Литва | 3,7 | 997 |
Грузия | 5,4 | 354 |
Молдавия | 4,3 | 612 |
Латвия | 2,7 | 485 |
Армения | 3,3 | 415 |
Киргизия | 4,3 | 246 |
Эстония | 1,6 | 812 |
Таджикистан | 5,1 | 220 |
Туркмения | 3,5 | -11 |
Обращает на себя внимание соотношение уровня дотаций со степенью текущей враждебности к России. В хоре, поющем об «имперских амбициях России» и «тяжких последствиях российской оккупации» особенно примечательны голоса элит Грузии, Молдавии, всех Прибалтийских республик и сельскохозяйственной Западной Украины...
Как вы знаете, в России существуют дотационные и донорские регионы и субъекты федерации. Дотационные живут за счет дотаций, которые поступают от донорских регионов.
Так вот, в СССР существовала подобная система, когда одни союзные республики жили за счет других. В 1990 г. дотации достигали 443,633 млрд. дол. (в ценах 2012 г.) и формировались преимущественно РСФСР (97,719 %) и в небольшой степени тремя прибалтийскими республиками. Все остальные республики были дотационными, кроме Туркменистана, в котором дотации были мизерные, а в определенные годы он даже был донором.
В относительных показателях наиболее донорскими республиками были
Литва (отдавала в союзную копилку 15,06 % ВВП) и
Россия (14,911 %),
а самыми дотационными - Киргизия (получала дополнительно к первичному ВВП ещё 179,541 %),
Армения (170,39 %),
Узбекистан (165,337 %),
Молдавия (145,718 %).