Учетная политика на предприятиях сельского хозяйства. Учетная политика сельскохозяйственного предприятия пример. Контрольные вопросы и задания
Учетная политика составляется отдельно для бухгалтерского и налогового учета
14.02.2019Для целей налогообложения
Учетная политика утверждается приказом, либо распоряжением руководителя (директора) предприятия в том году, который предшествует году ее применения. Например, 26 декабря 2018 года учетная политика была утверждена, но применять ее следует только с 1 января 2019 года.
При создании организация выбирает способы определения доходов и расходов, регистры налогового учета и закрепляет их в приказе об учетной политике. Каждый год составлять новую учетную политику или «повторять» приказ с прошлого года нет необходимости. Учетная политика составляется один раз. Но, есть возможность вносить в нее изменения. Только в том случае, когда принято много изменений в Налоговый кодекс, целесообразнее принять и утвердить новую учетную политику. При этом обязательно надо сделать ссылки на вступившие в силу Федеральные законы (на основании которых и были внесены поправки в НК РФ).
Изменения в учетную политику
Изменения в учетную политику вносятся в следующих случаях:
Законодательством внесены изменения в НК РФ (незначительные изменения). В данной ситуации изменения вносятся не ранее даты вступления в силу соответствующих законов;
Организация решила изменить методы учета доходов и расходов. Изменения принимаются с начала налогового периода (обязательно);
Появление новых видов деятельности у компании. Принимать учетную политику и вносить изменения можно в любой момент отчетного года.
Основные разделы учетной политики
При составлении учетной политики предприятию следует обратить внимание на то, что желательно разделить на две части учетную политику:
На организационную;
На методологическую.
Сначала необходимо указать каким образом будут распределяться обязанности бухгалтеров (работников бухгалтерии), назначить определенных сотрудников ответственными. Далее важно раскрыть - какими аналитическими регистрами будет пользоваться компания. Третья ступень - это методы учета.
Для бухгалтерского учета
Учетная политика для целей бухгалтерского учета должна быть сформирована на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ № 1/2008).
Срок утверждения учетной политики
Утвердить учетную политику надо в декабре того года, который предшествует году применения положений учетной политики. Например, можно датировать приказ 30 декабря прошлого года. Тогда положения учетной политики будут применяться с 1 января следующего года. Если компания вновь была создана, то она утверждает учетную политику для целей бухгалтерского учета до момента представления бухгалтерской отчетности.
Изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета
Изменения в ранее утвержденную учетную политику для целей бухучета вносятся в случаях:
В случае изменения законодательства;
При изменении существенных условий деятельности организации;
Согласно ПБУ 1/98, учетная политика -- совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Применительно к налоговому учету се можно определить как систему элементов, приемов и методов осуществления налогового учета и составления бухгалтерской отчетности в организации.
Организационная сторона связана с выбором организационной структуры бухгалтерии, построения бухгалтерии, ее взаимосвязи с другими подразделениями. организации.
Техническая сторона учетной политики связана с:
- -- разработкой рабочего плана счетов,
- -- выбором способа построения учетных регистров, внутренней отчетности,
- -- формированием документооборота,
- -- выбором формы бухгалтерского учета,
- -- проведением инвентаризации имущества и обязательств.
Методическая сторона учетной политики связана с определением способов:
- -- оценки имущества и обязательств,
- -- определения выручки от реализации продукции (работ, услуг),
- -- способы списания производственных запасов,
- -- способы ведения аналитического учета расходов,
- -- начисления амортизации и т. д.
Методическая сторона учетной политики должна формироваться в разрезе отдельных видов налогов и сборов.
На выбор варианта учетной политики оказывают влияние многочисленные факторы и условия работы организации, такие, как:
- -- вид деятельности,
- --форма собственности (государственная, муниципальная, кооперативная, акционерная, частная и т, д.),
- --юридический статус (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т. д.),
- -- уровень концентрации производства (мелкие, средние, крупные),
- -- уровень специализации организации,
- -- обеспеченность финансовыми ресурсами,
- -- законы, нормативные акты,
- -- взаимоотношения с покупателями и заказчиками, поставщика ми и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, банками и т. д.,
- -- отраслевая принадлежность организации,
- -- структура управления в организации,
- -- порядок формирования цен,
- -- инвестиционная политика,
- -- уровень квалификации работников бухгалтерии и руководства организации и т. д.
Такой системный подход лежит в основе оптимальной учетной политики. От нее зависит полнота учета хозяйственных операций и процессов в организации, показатели отчетности. Поэтому учетная политика организации всегда находится в центре внимания всех заинтересованных сторон, внешних (налоговых органов, кредиторов, поставщиков, акционеров и других партнеров по бизнесу) и внутренних (руководителей организации всех уровней) пользователей.
Учетная политика СПК им. Ленина Порецкого района Чувашской Республики отвечает требованиям, сформулированным во 2 разделе «Формирование учетной политики» ПБУ 1/98:
- -- полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты), связанных с налоговым учетом,
- -- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в налоговом учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности) большую готовность к признанию в налоговом учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности),
- -- отражение фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой),
- -- тождество данных аналитического учета (по оборотам и ос таткам) данным по соответствующим счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости),
- -- осмотрительности, выражающейся в том, что организация должна проявлять большую готовность к признанию в налоговом учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не до пуская создания скрытых резервов. Иначе говоря, к учету принимают те доходы, которые либо уже получены, либо существует высокая вероятность их получения,
- -- существенности. Существенными считаются элементы налогового учета, без знания которых заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности не смогут достоверно оценить финансовое положение организации, движение денежных средств или финансовых результатов ее деятельности,
- -- приоритета содержания над формой -- учитывать не только правовую сторону проводимой хозяйственной операции, но и их экономическую сущность (содержание) и условия хозяйствования,
- -- непротиворечивости -- тождества данных аналитического учета остатков и оборотов данным остатков и оборотов синтетического учета на последний день каждого месяца,
- -- рациональности -- учет должен быть экономным и рациональным (затраты на его осуществление не должны превышать его результаты) исходя из конкретных условий хозяйствования и величины организации.
При формировании учетной политики были соблюдены выше названные принципы, требования и допущения. В частности, применяются следующие допущения:
- -- активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. Это допущение имущественной обособленности вытекает из п. 2 ст. 8-ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» и означает, что предприятие должно учитывать в балансе организации только собственное имущество. Однако в соответствии с ФЗ от 29.01.1998 г № 164-ФЗ «О лизинге» на балансе организации учитывается также имущество, предоставленное ей по договору лизинга;
- -- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение не прерывности деятельности);
- -- принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно от одного отчетного года к другому. Это допущение последовательного применения учетной политики. От его соблюдения зависит достоверность бухгалтерского учета. Однако это не безусловное допущение. Возможны отклонения от него по объективным причинам;
- -- факты хозяйственной деятельности организации относятся к отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Это допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Возможны отклонения от данного допущения.
При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предыдущих, такие допущения вместе с при чинами их применения раскрываются в бухгалтерской от четности.
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация указывает на такую неопределенность и однозначно описывает, с чем она связана.
Существенные способы ведения налогового учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в ней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской от четности за предшествующий год.
Изменения в учетной политике оформляются соответствующим приказом (распоряжением). Они должны вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом утверждения соответствующим распорядительным документом.
Учетная политика была сформирована в соответствии с таки ми документами, как:
Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 9Л2.1998п№60н;
Приказ Минфина России от 28.06.2000 г № 60н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций»;
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 г № 34н;
Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению. Приказ МФ РФ от 31.10,2000 п № 94н;
ПБУ с первого по пятнадцатое.
Учетную политику формирует главный бухгалтер организации, а утверждает руководитель организации, до начала нового отчетного года (периода), издавая приказ. Применяется она с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.
Учетная политика сельскохозяйственного предприятия, анализируемого в данной работе, представлена в приложении 1.
Обычно на предприятиях для учета налогов используют три счета, а именно:
счет 09 «Отложенные налоговые активы»,
счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»,
счет 77 «Отложенные налоговые обязательства».
На исследуемом в данной работе предприятии используется только счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», так как на предприятии нет налогового учета в соответствии с Положением об учетной политике СПК им. Ленина Порецкого района Чувашской Республики на 2006 г. от 10.03.2006 г. (Приложение 1)
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.
Счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки»-на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму подоходного налога и т.д.).
По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет. Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» корреспондирует со счетами:
по дебету по кредиту
19 Налог на добавленную 08 Вложения во внеоборотные
стоимость по приобретенным активы
ценностям 10 Материалы
- 50 Касса 11 Животные на выращивании
- 51 Расчетные счета и откорме
- 52 Валютные счета 15 Заготовление и приобретение
- 55 Специальные счета материальных ценностей
в банках 20 Основное производство
66 Расчеты по краткосрочным 23 Вспомогательные производства
кредитам и займам 26 Общехозяйственные расходы
67 Расчеты по долгосрочным 29 Обслуживающие производства
кредитам и займам и хозяйства
- 41 Товары
- 44 Расходы на продажу
- 51 Расчетные счета
- 52 Валютные счета
- 55 Специальные счета в банках
- 70 Расчеты с персоналом по оплате труда
- 75 Расчеты с учредителями
- 90 Продажи
- 91 Прочие доходы и расходы
- 98 Доходы будущих периодов
- 99 Прибыли и убытки
СПК им. Ленина в связи с переходом на уплату единого сельскохозяйственного налога был освобожден от обязательств по уплате таких налогов, как налог на прибыль организации, налог на имущество организаций, единого социального налога. Также СПК им. Ленина не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. Кооператив выполняет обязательства по уплате трех налогов: земельного, транспортного, единого сельскохозяйственного, - в местный бюджет. Данные налоги являются местными налогами.
По данным отчетного 2006 года единый сельскохозяйственный налог не был начислен в связи с превышением расходной части над доходной, то есть в данном случае отсутствует база для исчисления налога. Ставка налога составляет 6 процентов.
По транспортному налогу сумма выплаты составила в 39558 рублей по 15 транспортным средствам. На остальные транспортные средства кооператива распространяются налоговые льготы, так как они используются при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
По земельному налогу сумма выплаты составила 27914 рублей. Налоговая ставка составляет 0,3 процента.
Для учета налогов на предприятии применяются три счета, а именно: счет 09 «Отложенные налоговые активы», счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», счет 77 «Отложенные налоговые обязательства». На исследуемом в данной работе предприятии используется только счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», так как на предприятии нет налогового учета в соответствии с Положением об учетной политике СПК им. Ленина Порецкого района Чувашской Республики на 2006 г. от 10.03.2006 г. (Приложение 1)
Правила бухгалтерского учета распространяются на предприятия любой сферы деятельности, любых формы собственности. Однако в каждой отрасли, в т.ч. в отрасли АПК , возникают свои особенности отражения состояния средств и их источников, расчетов с дебиторами и кредиторами, начисления налогов и составления бухгалтерской отчетности.
Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в сельскохозяйственном предприятии (на примере действующего предприятия)
За формирование учетной политики, организацию бухгалтерского и налогового учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности возлагается на главного бухгалтера организации.
Нормативно — законодательными документами, регулирующие положения учетной политики организации, являются:
- Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 г. № 60 -н;
- Приказ Минфина России от 28.06.2000 г. № 60-н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций»;
- Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34-н;
- Налоговый кодекс Российской Федерации.
Характеристика учетного процесса в сельскохозяйственной организации (пример)
Бухгалтерский учет в СПК «Береговой» ведется автоматизировано с помощью программы 1С «Бухгалтерия».
В СПК «Береговой» для учета основных средств используются как межведомственные типовые формы, так и ведомственные формы первичной документации, к ним можно отнести:
1. Акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1).
2. Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма N ОС-3). Источники и способы поступления основных средств в СПК «Береговой» представлены на рисунке.
Поступление основных средств в сельскохозяйственном предприятии
3. Акт о списании основных средств (форма N ОС-4). Направления и способы выбытия объектов основных средств в СПК «Береговой» представлены на рисунке.
Направления выбытия основных средств в сельскохозяйственном предприятии
4. Инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6). В СПК «Береговой» аналитический учет объектов основных средств ведется в инвентарных карточках. Карточки открываются для каждого объекта основных средств, в т.ч. и на объекты которые арендуются кооперативом у других организаций.
5. Инвентарная карточка учета многолетних насаждений (форма N 109-АПК).
6. Акт на оприходование земельных угодий (форма N 111-АПК).
Таким образом, на предприятии бухгалтерский учет организован с использованием программы 1С «Бухгалтерия». Учет основных средств ведется в полном объеме, а данные аналитического учета соответствуют данным синтетического учета.
Неформальный подход к разработке учетной политики позволит организовать оптимальную систему ведения бухгалтерского и налогового учета и, как следствие, избежать сельскохозяйственной организации возможных негативных последствий.
Учетная политика...
Утверждать следует две учетные политики: бухгалтерскую и налоговую.
... для целей бухгалтерского учета
Определение учетной политики для целей бухгалтерского учета дается в ПБУ 1/98. Там сказано, что учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. В этом документе раскрываются методы оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
... для целей налогового учета
Учетная политика для целей налогового учета – это совокупность способов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения факторов хозяйственной деятельности для отражения в расчете налогооблагаемой базы. К способам ведения учета относится систематизация данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ с применением аналитических регистров учета.
Составляем учетную политику
Можно ли менять учетную политику?
В течение года учетную политику можно изменить, если:
– изменяется законодательство РФ или нормативные акты по бухгалтерскому учету;
– сельскохозяйственная организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета, применение которых предполагает более достоверное отражение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности этой организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
– существенно изменились условия деятельности, что, в свою очередь, может быть связано со сменой собственников, с реорганизацией, с изменением видов деятельности.
Внимание: вам помогут предыдущие номера
О том, какие моменты следует учесть при составлении учетной политики, мы писали в прошлых номерах журнала «Учет в сельском хозяйстве» за 2006 год.
Так, о том, какие нюансы нужно отразить при формировании резервного фонда предстоящих расходов на ремонт основных средств, вы можете найти в статье, которая опубликована в третьем номере журнала на странице 28. А о том, что нужно предусмотреть при определении момента и сроков полезного использования для амортизации активов, мы рассказали в статье второго номера журнала на странице 53.
Следует ли восстанавливать НДС при смене спецрежима? Это также зависит от того, как составлена учетная политика сельхозпредприятия. Подробно об этом написан материал, опубликованный во втором номере на странице 44.
Какие обстоятельства следует оговорить в учетной политике в разделе формирования себестоимости бухгалтеру мукомольного производства, рассказано в статье первого номера журнала на странице 69.